Почему исчезает мотивация в обучении?

Баллы - это знания студента по определенной дисциплине в цифрах. В последнее время наблюдается тенденция борьбы именно за оценки, а никак не за знания. Создается впечатление, что сам процесс получения новой информации и новых умений превращается в торговлю. Студенты часто руководствуются принципом: "Я выучу 2 страницы из учебника и расскажу без остановки - и законное "отлично" украсит мою зачетку!". Есть такие, которые готовы отвечать по 10 раз за семинар, рассказывая одно и то же, только чтобы получить дополнительные баллы. А иногда бывает так, что студенты выходят к доске и просто читают материал (слово в слово) с ксерокопии. И такой ответ оценивается преподавателем на высший балл (возникает закономерный вопрос: а где же анализ прочитанного, изложения собственных мыслей?). Но самое интересное - это зачеты. Вместо того, чтобы обсуждать пройденные темы и обмениваться мнениями в диалоге "студент - преподаватель", начинается процесс подсчета баллов и прогнозирования вроде "а на сколько мне нужно ответить, чтобы поставили "хорошо"?

Такая ситуация не может не удивлять.

Несомненно, оценка знаний - это важно. Но баллы не должны становиться самоцелью! И здесь очень многое зависит от преподавателя, который должен формировать правильное отношение к учебе. Ведь хороший преподаватель не начинает знакомство со своей дисциплиной словами: "В течение триместра / семестра вы должны набрать ... баллов". Хороший преподаватель задает на семинарах тон дискуссии, а сам наблюдает, кто из студентов хорошо владеет информацией, и отмечает их активность: интерес к теме, подготовку дополнительной информации, работу в группе, изучение первоисточников и тому подобное.

Но сейчас никому не хочется слишком утруждать себя. Преподавателей не радует перспектива слушать студенческие рассуждения и отвечать на вопросы (иногда очень интересные); лучше дать тесты, чтобы все набрали необходимые баллы. Студенты не стремятся надлежащим образом готовиться к занятиям: зачем, если за прочитанный из учебника материал и так получишь свою оценку! Постепенно исчезает собственно МОТИВАЦИЯ обучения. И если эту проблему не решить, то скоро все работы за семестр студенты будут высылать преподавателю по Интернету, а на зачет приходить только для того, чтобы поставить в зачетку свое законное "отлично".
Пишет
Николай Алексеевич
Николай Алексеевич
06 нояб. 2011
Рейтинг статьи