Мировоззрение – фундамент нормальной жизнедеятельности.

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задавался вопросами: Кто я такой? Почему я пришёл в этот мир? Зачем? Бесцельно моё существование или нет? А многие ли нашли ответы на эти вопросы? Многие ли считают важным задать себе такие вопросы и ответить на них? Скорее всего, таких людей не мало, и в последнее время их становится всё больше и больше. Мне, чтобы ответить на такие вопросы пришлось научиться уделять время для размышлений и, кроме того, воспитывать в себе определённую культуру мышления и мировоззрение.

Может возникнуть вопрос: «А зачем это надо?» Каждый отвечает по своему, а по мне – ответы на эти вопросы напрямую формируют личную, профессиональную, культурную жизнь человека, его досуг, круг общения и многое другое.

Есть фундаментальные свойства человеческой психики, без которых невозможно само существование человека. Каждый пользуется ими в повседневной жизни, зачастую не осознавая этого. Но некоторые вещи необходимо выводить на уровень осознания, ведь от них зависит вся поведенческая деятельность, отношение к окружающему миру. Одно из таких свойств – мировоззрение.

Что же это такое – мировоззрение? Над определением этого понятия трудились такие философы как Аристотель, Парменид, Сократ, Кант, Гегель и многие, многие другие. Высказывались различные, часто очень противоречивые, мнения. Выделяя из опыта этих мыслителей общее и существенное можно сказать: мировоззрение как явление - совокупность субъективных образно-музыкальных представлений о Жизни и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. Или, немного по другому, - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Уже из определения видно, насколько важное место должно занимать мировоззрение в психике людей. Ведь воспринимать окружающее можно правильно (соответственно реальности), а можно и неправильно. На восприятии выстраивается линия поведения, как отдельного человека, так и целого общества. От поведения людей зависит как жизнь и смерть каждого, так и существование отдельных людских цивилизаций, и биосферы в целом.

Какое мировоззрение присуще современному обществу? Вообще-то, в наше время культивируется несколько его типов: материалистическое и идеалистическое, или научное и религиозное, мифологическое, обыденное, гуманистическое и т.д. Кто захочет изучить их подробнее, то в наш компьютерный век найти о них информацию не составит труда. Обратить внимание стоит на то, на что не упоминает ни одна из философских школ. В пределе все виды мировоззрений сводятся к двум моделям: мозаичному и калейдоскопическому. Здесь подробнее.

Мозаика – изображение, посредством компоновки, набора и закрепления (в основном – на плоскости) элементов различных цветов. То есть, картина, состоящая из цветных мелких деталей. Если восприятие мира является мозаичным, то даже при отсутствии некоторых фрагментов человек способен вообразить недостающее. Главное тут наличие первичного образа в психике. При таком подходе мир предстает единым и целостным, в нём всё упорядочено, взаимосвязано и взаимообусловлено. Все процессы и явления связаны с мерой развития.

Заводчане, особенно связанные с ведением технологического процесса, знают о наличии прямой зависимости в таких парах как температура – давление, давление – объём, уровень – расход – подача и т. д. Знают, что работоспособность зависит от самочувствия и отношений в коллективе, и от комфортности спецодежды и обуви, и от вовремя сказанного доброго и нужного слова.

Калейдоскоп - оптический прибор-игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры.

Скорее всего, все смотрели в него, хотя бы один раз. При калейдоскопическом восприятии, даже если в памяти присутствует большое количество образов-фактов (цветных стекляшек), при разных стечениях обстоятельств (повороте калейдоскопа) они каждый раз складываются в новый узор. Вселенная кажется хаотическим, случайным нагромождением материи, которая непонятным образом взаимодействует сама собой и ещё с чем-то. Причинно-следственные связи отсутствуют.

Пример. Представим себе, вообразим ситуацию: человек потерял кошелёк. Конечно, он расстроился. Мысли индивида с калейдоскопом в психике:

- Кто-то потерял кошелёк, а подобрал его другой и оставил себе. Мне всё равно.-

- Кто-то потерял кошелёк и я его подобрал оставив себе. Это хорошо.-

- Я потерял кошелёк. Это ужасно.-

Мысли человека с мозаикой:

- Кто-то потерял кошелёк, а подобрал его другой и оставил себе. Это плохо.-

- Кто-то потерял кошелёк и я его подобрал. Нужно вернуть владельцу, по-другому плохо.-

- Я потерял кошелёк. Это плохо.-

От чего же зависит возникновение мозаичного или калейдоскопического мировоззрения? Ведь и при том, и при другом количество и качество знаний может быть одинаковым. Что отличается? Отличается наличие и правильность взаимосвязей между знаниями, их упорядоченность.

Как формируется мировоззрение? А формируется оно в процессе взросления, на основе философских, нравственных, научных, эстетических, политических взглядов. С самого раннего детства вся информация поступающая ребёнку оказывает влияние на его восприятие окружающего. Влияет количество, качество и порядок поступления этой информации. И так получается, что «само собой» у большинства населения Земли в основе их мировоззрения лежат первичные категории, одинаковые и у древнеегипетского крестьянина, и у современного инженера. Это МАТЕРИЯ, ПРОСТРАНСТВО, ЭНЕРГИЯ, ВРЕМЯ. Как видим, за тысячелетия прошедшие от фараонов до наших дней ничего не изменилось, разве что информацию, как объективную категорию бытия, некоторые представители современной цивилизации начали признавать лет 60 назад, с развитием кибернетики. Но во все времена были и такие, кто мыслил триединством: МЕРА, МАТЕРИЯ, ИНФОРМАЦИЯ.

Более подробно об этом в книге К.П. Петрова «Тайны управления человечеством или тайны глобализации».

В одной из предыдущих статей я упоминал о таком свойстве мировоззрения как «Я(Эго)-центризм». Он может присутствовать как у носителей мозаичного, так и калейдоскопического мировоззрения. Люди с этой компонентой мировоззрения догадываются о том, что всё в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, но ставят себя и свои желания в центр этой системы. Они не догадываются (или догадываются, но не учитывают его в своих намерениях) о наличии глобального сценария, целесообразной предопределённости (научн.) или Божьего промысла (религ.) и ведут себя соответственно. Есть и противоположность Я-центризма – Богоцентризм. Такие люди знают, что человек, как и всё человечество, является лишь малой и далеко не главной частью Вселенной. Они понимают, что есть некий Высший замысел, и что если они пойдут против него, то вся система мироздания будет препятствовать их действиям.

Человек – одно из существ, которому дано право и обязанность самому определять своё место в Объективной реальности (до определённого предела). Впрочем, ему же дана возможность отдать это право другим людям. Выбор всегда остаётся за конкретной личностью.

Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет.

В. Г. Белинский
Пишет
Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич
11 апр. 2015
Рейтинг статьи