Лоббизм по-русски


В последние два десятилетия различные реформы принесли много нового в жизнь и развитие страны. Экономика стала рыночной, появилась свобода действий для энергичных людей, появилась ответственность за личный успех. Но, к сожалению, не хватает еще того опыта в демократии и развитого рынка, который имеется у схожих по развитию стран. Люди еще не умеют и не знают как можно повлиять на решения государства по различным вопросам, например, уменьшения налога на прибыль малых предприятий, или как лучше правительству сделать в той или иной ситуации.

Интерес производителей заключается в увеличении объемов производства и продаж, они хотят больше зарабатывать как себе, так и государству (к примеру, через реальные и разумные налоги). Как раз эти интересы и нужно отстаивать всяческими законными средствами, предъявлять свою правоту государству. Этот процесс называется лоббизм.

Это слово имеет интересное происхождение. Заинтересованные в продвижение определенных законов и решений в сенате, конгрессе или других учреждений, эти люди толпились в прихожих законодательных структур. Там они пытались получить разрешение на встречу с законодателями и потребовать от них решения тех или иных вопросов. Слово «лобби» переводится с английского «прихожая», а тех людей, которые сидели в этих прихожих, стали называть лоббистами.

В России лоббизм еще не получил широкое распространение, он еще не стал реальным легальным рычагом управления властью. Напротив, отношение к лоббизму как к эффективному инструменту еще не совсем адекватно. Основная миссия российского лоббизма обычно основывается на подчинении верховенству закона, первичной власти Парламента и Законодательной власти.

Жизнь законопроекта до его последнего цикла (когда он становится законом) очень длительна. Кем это этот закон придумывается и вносится на рассмотрение в Государственную Думу. Кто-то работает с ним от профильного комитета и рабочих групп. Затем идет его одобрение. Как видно, умелый лоббизм может быть направлен практически на любой цикл принятия «нужного» законопроекта. «Правильный» лоббизм – дело вполне серьезное и оправданное, он может быть достаточно цивилизованным и результативным.

На сегодняшний день можно назвать две известные российские организации, широко использующие практику лоббизма. Это Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей.

Пишет
Андрей Вячеславович