О свободном курсе рубля и инфляционном таргетировании



Финансово-экономический кризис не может не сказаться на состоянии валютного курса рубля, темпах и уровне инфляции в стране. В этой связи представляет особый интерес опубликованная в СМИ информация о предложениях Центрального Банка РФ.

Переход к свободному курсу рубля и инфляционному таргетированию возможен в ближайшие два года, сообщил, выступая в Госдуме РФ, глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.* . «Мы уже прошли половину пути к свободному курсу рубля и инфляционному таргетированию. Обратно нам идти уже не следует", - добавил глава ЦБ РФ.**

Свободный (иначе плавающий) курс рубля означает, что валютный курс (цена) рубля выраженная в долларе, евро или денежной единице иной валюты определяется исключительно валютным рынком, т.е. соотношением предложения и спроса на рубль, оформляемом в цене по результатам его покупки и продажи на валютных биржах.

При этом, государство в лице Центрального Банка РФ, в отличие от нынешнего положения дел, не участвует в установлении валютного курса рубля, не предпринимает никаких мер по его регулированию, т.е. не оказывает никакого влияния на него.
И не случайно, глава ЦБ РФ подчеркнул, что, "режим свободного плавания" рубля подразумевает под собой отказ от проведения валютных интервенций в рамках воздействия на курс национальной валюты», отметив, однако, при этом «что жесткое обязательство об отсутствии интервенций пока принимать не следует.»**
Таким образом, после перехода к свободному курсу рубля вполне возможны его даже кратковременного характера существенные колебания, что, естественно, будет накладывать свой отпечаток на состояние финансовой и экономической системы Российской Федерации. Одно из проявлений кризиса инфляция. Инфляция «съедает» доходы населения за счет происходящего повышения общего уровня цен, снижает эффективность экономики, поэтому остановить рост инфляции, добиться низкой и стабильной инфляции – важная задача государства.
Отсюда и планируемый переход к еще одному механизму рыночного регулирования: инфляционному таргетированию, т.е. реализации государством комплекса мер, осуществляемых для контроля за уровнем инфляции в стране. Начальный этап инфляционного таргетирования – установление и объявление официального целевого (планового) показателя инфляции на конкретный временной период и принятие государством обязательств по удержанию в этот временной период инфляции в пределах данного показателя.
Способ достижения инфляции в рамках установленного и объявленного официального целевого (планового) показателя инфляции на конкретный временной период – своевременное и правильное применение кредитно-денежной политики в зависимости от складывающейся ситуации.
Главный инструмент для этого – умелое применение ставки рефинансирования Центрального Банка РФ (учетной процентной ставки), поскольку чем она выше, тем выше депозитные ставки в коммерческих банках, и наоборот. Только время покажет, как повлияет на экономику и финансовую систему, благосостояние населения РФ возможный переход к свободному курсу рубля и инфляционному таргетированию.
______________
Примечание:
*С.Игнатьев: Переход к свободному курсу рубля и инфляционному таргетированию возможен в ближайшие 2 года. РБК, 22.06.2009 г.
** С.Игнатьев: Инфляция будет существенно ниже 13%, РБК, 22.06.2009 г.
Пишет
Олег Васильевич
Олег Васильевич
Комментарии
  25 июня 2009 13:52
- ..