Маршал запаса. Стремительный взлет

Великая Отечественная война дает немало примеров неожиданных стремительных карьерных взлетов и падений офицеров и генералов. Оно и понятно, бурлящий котел событий перемешивал характеры, личности, судьбы. Кому-то улыбалась удача, чьи-то неординарные способности, не востребованные в обычной жизни, проявлялись в боевой обстановке.

Но взлет за три с половиной года от скромного воинского звания подполковник до звезд главного маршала авиации был единственным. Кто же эта яркая личность? Александр Евгеньевич Голованов, высшая воинская должность которого – командующий авиацией дальнего действия.

Свое первое воинское звание подполковник и первую армейскую должность командира дальнебомбардировочного полка специального назначения А.Е. Голованов получил в феврале 1941 года. Первое воинское звание подполковник для человека военного говорит немало. Как правило, в армию попадают рядовыми или зелеными лейтенантами. Первое воинское звание старшего офицера и должность командира полка – это не случайно. Обычным людям это недоступно. Но Голованов не был обычным.

Биография этого человека стремительна. Среди его предков герой Крымской войны адмирал Корнилов и народоволец Кибальчич. В революционных событиях 1917 года наш герой, по его собственному изречению, «по малолетству участия не принимал», было ему в ту пору всего 13 лет.

Но уже через два года авантюрные струнки характера дают себя знать и бывший кадет Московского кадетского корпуса имени Екатерины II, скрыв возраст и в одночасье «состарившись» на два года, добровольно вступает в Красную Армию. Служит разведчиком в стрелковом полку, принимавшем участие в боях с Деникиным и Махно.

После войны – ВЧК-ОГПУ-НКВД. Выбор снова осознанный. Будущий маршал стремится быть «на острие атаки», где же еще можно было проявить себя в те годы? Чтобы попасть в ряды «рыцарей революции», отпрыску дворянского рода пришлось искать рекомендации известных деятелей.

Александр Голованов не был обычным чекистом. Отдавая службе больше времени, чем кто-либо из его коллег, тем не менее, он стремился не к обычному продвижению. Его всегда тянуло туда, где требовалось максимальное напряжение физических сил, где пахнет риском и бушует адреналин.

Конный спорт, мотогонки, стрельба – вот неполный список увлечений молодости. И не просто молодой чекист везде успевал, а достигал впечатляющих результатов. Например, в стрелковом спорте он завоевал титул чемпиона страны.

Наверно, не случайно выбор Александра Голованова, мотогонщика, наездника и стрелка, пал на авиацию. Вся страна с подачи сталинского руководства «болела» самолетом. Это было время невиданных достижений и рекордов. В 1932 году Голованов заканчивает авиашколу ЦАГИ, где его инструктором был известный летчик М.М. Громов.

Через год, в общем-то, зеленого еще выпускника считают летчиком от бога. Карьера в гражданском воздушном флоте быстро идет по нарастающей. Через 2 года летной практики ему поручаются ответственные специальные задания, затем он – командир авиаотряда, начальник управления ГВФ, летчик-»миллионер», летающий днем и ночью в сложных метеоусловиях. Шеф-пилот Аэрофлота и снова специальные задания: Халхин-Гол, Финляндия.

Что это за специальные задания? В своей книге «День «М»» В. Суворов называет Голованова «сталинским буревестником», выполнявшим личные тайные поручения вождя и даже доставлявшим неугодных на расправу. Другие авторы это опровергают.

В начале 1941 года А.Е. Голованов обращается к Сталину с письмом, в котором высказывает предложения по созданию дальней бомбардировочной авиации. Как вы думаете, многие ли из советских граждан имели возможность обратиться напрямую к вождю? А из числа тех, кто имел такую возможность, много ли обращений вождь рассматривал лично?

Но лаконичное письмо Александра Голованова было рассмотрено, автора пригласили для беседы, призвали в ряды вооруженных сил и поручили формирование полка. И, опять же, не просто поручили. Постановление Политбюро потребовало от руководителей ВВС, Наркомата обороны и Аэрофлота оказывать незамедлительную помощь командиру 212-го бомбардировочного авиаполка на этапах формирования и обеспечивать его всем необходимым.

К середине июня 1941 года полк был готов к боевой работе. А первый боевой вылет летчики полка, в основном такие же бывшие пилоты ГВФ, как и их командир, совершили уже 23 июня 1941 года. О дальнейшей судьбе полка и его создателя в следующей статье.
Пишет
Алексей Норкин
Алексей Норкин