Если вас остановил сотрудник ГАИ...

Обычная дорожная ситуация: взмах милицейского жезла, и автомобиль послушно замирает на обочине. Такую картину водитель наблюдает ежедневно и все же каждый раз выдыхает: “Пронесло!” — если инспектор остановил другого, а не его. Почему-то встречи и беседы на дороге с работниками ГИБДД расцениваются нами как чрезвычайное происшествие, хотя далеко не все из них заканчиваются составлением протокола или штрафом. Так нас воспитывают с первых дней знакомства с машиной: гаишник оштрафует, накажет, отберет, лишит и так далее. Словом, он главнейший враг на дороге. В действительности это не совсем правильная позиция, и нужно приучать себя видеть в инспекторе ДПС не врага, не карающего робота, а скорее служащего, выполняющего свою работу, коллегу, готового к диалогу, пониманию.

После остановки автомобиля возможны несколько вариантов развития событий.

Первый и, наверное, самый распространенный: водитель выскакивает из машины и быстро семенит к “командиру”, на ходу доставая из кармана документы. Он еще не знает причины остановки, но уже готов признать свою вину и откупиться небольшим штрафом. Ради приличия такой водитель может что-то пробурчать, но послушно подпишет квитанции и продолжит путь, кляня всех гаишников. Потом, в узком кругу своих друзей, он расскажет, как “поставил на место” сержанта, доказал, что тот ничего не смыслит в Правилах дорожного движения и так далее. Если всерьез принимать эти байки, то получится, что не гаишники тормозят нас на дороге, не они нам читают морали и берут штрафы, а совсем даже наоборот — мы сами останавливаемся у “полосатой палочки” и учим “гайцев” жизни.

В такой манере общения есть свои плюсы:
— вопрос решается быстро, без проволочек;
— штраф, как правило, выписывается минимальный;
— инспектор не переходит к другим вопросам (пройден ли техосмотр, укомплектован ли автомобиль, исправен ли он).

Второй вариант: водитель выходит из автомобиля и ждет, пока инспектор подойдет сам. За несколько секунд ожидания он оценивает ситуацию, выбирает манеру общения. От него можно ожидать оспаривания решений инспектора, возмущения частыми остановками, угроз обратиться к своему высокопоставленному приятелю. Случается, что водитель спокойно выслушивает стража порядка и смиренно соглашается с ним. Значит, он долго находился за рулем и вышел из машины просто размять мышцы.

Плюсы второго варианта:
— не нужно бегать по пыльной дороге;
— водитель остается рядом со своим автомобилем;
— остается надежда найти общий язык с инспектором.

Минусов здесь уже больше:
— инспектор не будет спешить (зря, что ли, он столько топал?), и времени будет потрачено больше;
— для оформления протокола все равно придется идти к милицейскому автомобилю;
— подойдя к автомобилю, инспектор всегда найдет, к чему придраться;
— на минимальный штраф рассчитывать не приходится.

Третий вариант поведения: водитель не выходит из-за руля и общается с инспектором через приоткрытое боковое стекло. В таком поведении ничего особенного нет — общаются коллеги, хотя контролирующая сторона готова увидеть в этом вызов.

Если вас остановили за нарушение правил, то лучше сразу выйти из машины — все равно придется пройти к автомобилю инспектора для “разговора”. Попав под тотальную проверку документов, можете надеяться на лояльное к себе отношение и не покидать удобного кресла. Если желания выходить из автомобиля нет, то, будьте любезны, при общении выньте жвачку изо рта или хотя бы не гоняйте ее за щекой. Для инспектора сочетание жвачки и нежелания водителя покидать салон автомобиля указывает на большую вероятность присутствия здесь “зеленого змия”.

Инспектор, усомнившийся в вашем состоянии, всегда найдет способ “вытащить” вас из автомобиля. Самые распространенные способы — сверка номеров двигателя и кузова, проверка содержимого багажника. На номера и вашу поклажу ему по большому счету наплевать. Главное — вы вышли из-за руля и ходите рядом с инспектором. При этом гаишник всегда заходит с подветренной стороны и пытается уловить запах алкоголя в выдыхаемом вами воздухе. Когда нос инспектора приблизится слишком близко к вашему лицу (такое часто случается), верните его к реальности, произнеся любую фразу на ваше усмотрение: “Может, поцелуемся?”, “Вам нравится запах из моего рта?”, “Вам понравился мой лосьон после бритья?”. Проверял. Действует безотказно.

Такие варианты поведения водителя нужно рассматривать, конечно, с большой долей условности. Выбор в каждом отдельном случае зависит от слишком многих причин. В различных ситуациях приходится вести себя по-разному, но (примите это как аксиому) никогда не грубите инспектору. Спорить можно, особенно если ваша позиция подкреплена Правилами дорожного движения, но корректно.

Часто приходится слышать байки водителей о том, как они объяснили остановившему автомобиль гаишнику правильную трактовку ПДД и были отпущены “с миром”. Я в это не очень верю. Прошли те времена, когда с инспектором можно было спорить по причине его весьма слабой теоретической подготовки и ограниченности мышления. Видимо, кадрам в ГИБДД стали уделять больше внимания. Сегодня любой инспектор легко заткнет за пояс самого говорливого “водилу” и найдет десяток причин для его наказания. К тому же для вас диалог с гаишником — первый за день, а у него — сотый. Так что всевозможных вариантов он уже наслушался вдоволь и на каждое из ваших “нет” у него есть несколько твердых “да”. Кроме того, в арсенале каждого инспектора ДПС есть несколько фирменных “железных” вариантов, охлаждающих пыл разгоряченных водителей, а найти, к чему прицепиться, нетрудно.

Когда вас остановил инспектор ДПС и разъяснил, какое нарушение правил вами допущено, не пытайтесь спорить, но выдвиньте свою версию происходящего. Не кипятитесь, не повышайте голоса и не старайтесь поразить собеседника своей эрудицией и знанием ПДД. Вы только что въехали на данный участок дороги и даже не можете точно вспомнить, какие знаки на нем установлены, инспектор же несет здесь службу по несколько суток каждую неделю, знает все нюансы и таких, как вы, выслушивает сотни ежедневно. Что нового можете вы ему сказать?

Если вас объяснение работника ГИБДД никак не устраивает и вы не можете согласиться с его решением наложить на вас штраф, напишите об этом в составленном тут же протоколе. Если вы располагаете временем, то придется в дальнейшем отстаивать свою правоту в районном, а потом, если потребуется, и в областном отделении ГИБДД, затем в суде.

Кто не сталкивался с такими проблемами, пусть знает, что путь этот прост только на бумаге. В действительности же придется бороться за свою правоту с системой, не желающей сдаваться ни при каких условиях. В связи с этим напомню о случае, однажды произошедшем со мной и детально рассмотренном в одном из номеров нашей газеты. Тогда меня наказали за остановку на площади Горького в неположенном месте. Я не согласился с постановлением и обжаловал решение инспектора в районном отделении ГИБДД. Там мне показали, что такое “честь мундира” и “чувство локтя”. Доказательств нарушения представить не смогли, но и отменять штраф не стали, написав ответ в стиле “в огороде бузина...”. Пришлось обращаться с жалобой в областное управление ГИБДД и там вновь писать объяснительные, излагать свою точку зрения. К чести управления, здесь в ситуации разобрались довольно быстро и без промедления вернули мне водительское удостоверение, даже извинения принесли. Счастливый финал.

На бумаге все получается просто и умещается в несколько строк, в действительности же этот процесс длился полгода и потребовал не только времени, но и немало сил. Это я к тому, что оспаривать решение инспектора можно лишь тогда, когда водитель на все сто процентов уверен в своей правоте и есть желание и время доказывать, что ты не верблюд. В противном случае лучше пожертвовать деньгами, заплатив штраф, и забыть об инциденте.

В принципе, диалог возможен с каждым инспектором ГИБДД, нужно только чуть-чуть внимательнее присмотреться к человеку и определить его состояние и расположение духа. Напрягите свои скрытые способности психолога и физиономиста, начните разговор о погоде, пробках, других темах, близких инспектору, но напрямую данного нарушения не касающихся, пошутите. В качестве классического примера могу привести разговор между моим приятелем и остановившим его на трассе инспектором:
— Превышаем?
— Немного.
— Ничего себе немного — почти на сорок километров!
— А какой сегодня рекорд дня?
— ???
— Какая самая высокая скорость сегодня была здесь зафиксирована?
— 120!

Вроде бы ничего не значащий вопрос, а отношение инспектора к нарушителю уже совсем другое, мягче, лояльнее, следовательно, и штраф будет символическим.

Чего делать нежелательно, так это демонстративно доставать ручку и, переспросив фамилию, нагрудный знак и подразделение, в котором служит инспектор, записывать эти данные в блокнот.

После таких “намеков” с вашей стороны инспектор будет действовать строго по инструкции, разъяснять сущность нарушения, тщательно заполнять протокол и проведет в вашем обществе минут двадцать. Вам это нужно?
Пишет
Анастасия
Анастасия
Комментарии
в последнее время, я нарушая ПДД раз 5, уходил от ответственности, переходя на разговоры о жизни.
пример:
-превышаем?
-да, есть немного. Последние деньги на эту суку потратил, а она меня даже не поцеловала.
-да у меня тоже такое было...
-и что вы сделали?
-я пригласил ее еще раз и уехал, не рассчитавшись из ресторана.
-спасибо за совет. попробуй.
-попробуй. езжай.
я потом стал такие разговоры заводить постоянно, пока получается.