О транспортной ситуации в Москве. Или уже ничего не исправить?

Интересные мысли на тему транспортных «пробок» в столице прозвучали в обсуждении вопроса вот здесь: http://www.moscow-faq.ru/all_q...
Прочитал ответы авторов с удовольствием и решил написать небольшое эссе. И вот что из этого получилось.

Немного потестировав свои знания в вопросе, любому здравомыслящему человеку становится понятно, что автомобильные «пробки» – не причина, а следствие другой проблемы.

Бороться же со следствием, не обращая внимания на причину, можно пока, как в известной пословице, рак на Поклонной горе не свистнет, так ничего и не исправив.

Все мы знаем, что логистика в Москве развивается по экстенсивному пути. Градостроители вводят в эксплуатацию новые дороги, много дорог, транспортных развязок, город повсеместно растет в область очень и очень быстро. Транспорта, использующего эти артерии города, тоже становится больше, причем скорость ввода новых дорог в эксплуатацию гораздо ниже текущей потребности города в километрах дорог, опоясывающих город.

Не касаясь известной проблемы Москвы с кольцевой структурой улиц и проспектов, которая признается экспертами, как менее эффективная, нежели чем структура с прямыми и перпендикулярно пересекающимися улицами, вряд ли кольцевая структура улиц будет когда-либо полностью перестроена. Многие дома уже являются памятниками архитектуры, и год от года таких памятников становится все больше.

Думается, что только лишь "кнутом" (штрафами, другими мерами административного воздействия) делу "пробок" не поможешь. Да, до некоторой степени сократится доля водителей, выезжающих за контрольную линию на светофорах, как и пересекающих двойную сплошную. Однако, думая о нарушителях, все же большинство людей - добропорядочные пользователи дорог.

Представляется, что автолюбитель, тот, кто хочет пользоваться авто единолично, должен платить, и платить за это больше, чем платит сейчас в виде транспортного налога, стоимости техосмотра и поборов на дорогах. Реализовать более адекватный механизм взимания платы можно, к примеру, с каждого (кроме инвалидов) авто за въезд в черту МКАД.

Таким образом, человек дважды сверит свое желание иметь высшую степень комфорта в движении в собственном авто и заплатить за въезд в территорию, где наблюдается высокая потребность людей находиться там, с альтернативой воспользоваться более экономичным и быстрым в плане скорости общественным транспортом, таки, как, например, метро.

Реализуя эту концепцию необходимо действительно обеспечить доступный всем, быстрый и надежный общественный транспорт, модернизировать его и повысить статус пользования им. Сделать его высокотехнологичным, стильным, "клёвым", таким, чтобы это стало дешево, модно и удобно.
Во всем мире метро считается современным, комфортабельным и скоростным средством передвижения. Во всем мире в метро можно встретить в десятки раз больше людей в деловых костюмах с дипломатами, чем в Москве.

Пешеход в Москве - городе автомобилистов - априори существо нежелательное, он просто родился в неподходящее время в неправильном месте. Пешеход в Москве – самое угнетаемое и жалкое существо. Для него строят меньше всего пешеходных переходов, на "зебре" ему приходится ждать своего череда пересечь улицу по 1–3 минуты, когда, например, в центре Токио период ожидания составляет 20–30 секунд на 30–40 секунд движения автомобилей. В Токио, Гааге, Барселоне – чувствуешь и дышишь полной грудью, свободно и легко, прогуливаясь по городу.

Следующий момент – в Москве только-только началась реализация стратегии многополярного развития города, городские власти начали создавать новые центры притяжения, например, деловой Москва-сити.
В перспективе, это позволит разгрузить столь сконцентрированный и "увешанный" офисами, как плюшками, центр, ведь транспортный трафик будет расползаться не от периферии к центру, но от периферии ко многим центрам.

Одно из действенных средств в любом начинании на государственном уровне – налоговая политика. В Голландии, например, гражданин, использующий велосипед вместо авто, получает значительные налоговые послабления. Это очень действенно стимулирует людей отказываться от авто. При этом для велосипедистов созданы нормальные условия совместного существования с автомобилями и пешеходами. Так, например, в Гааге велосипедные дорожки есть практически везде, а где их нет, велосипедистам дают достаточно места для движения по автомобильной дороге.

В Голландии велосипеды – национальная идея. Воздух очень чистый, гулять по городу пешком – одно удовольствие, воздух чистый, пыли нет, красиво!
Почему бы и в России не заняться чем-то подобным? Ведь многого от власти и не потребуется, люди сами все сделают, нужно только создать условия, чтобы они об этом подумали всерьез.

Представляется, что лоббирование интересов автогигантов на данный момент имеет больше веса, чем желание сделать жизнь людей лучше, а Москву чище, красивее и привлекательнее для туристов.
К сожалению, можно признать. В России образца 2009 года напрочь отсутствует пропаганда и гордость быть... русским? Но русский - это же национальность, а мы живем в России. Еще попытка. Гордость быть россиянином? Видите, как непривычно звучит. А все потому, что не звучит этих слов со страниц газет, в радиоэфире и с экрана ТВ.

Что ж, имидж и идеологическую подготовка граждан страны много слабее, чем, например, во времена Советского Союза или царя.
Возьмите любую западную страну – при всей ее "демократичности", плюрализме (свободе выражения и терпимости к различным взглядам), пропаганда во всех СМИ работает на полную катушку. Люди мыслят и действуют, как один кулак, в одном направлении. У нас же каждый за себя и воюет против своего же ближайшего соседа, вместо выхода на мировые рынки.

Для чего этот отскок в сторону от проблемы пробок? Иногда человек мыслит слишком низко, концентрируясь на проблеме, первых причинах и не видя вопрос в более широком ракурсе, со всех аспектов, не беря любимого современными специалистами отделов кадров helicopter-view, то есть взгляда на проблему с высоты птичьего полета.

Как мы любим, когда кто-то выражает свои мысли на счет чего-то, как мы радуемся, когда узнаем точку зрения, которую всегда считали своей, но не знали, как выразить ее словами и мыслями.

Задумывая написать эту статью, хотелось призвать каждого не дожидаться глобальных изменений, а начать менять мир с себя уже завтра. Это могло работать, если бы человек не думал сейчас прежде всего о самом себе. Сегодня человек еще не удовлетворил свои базовые потребности так, чтобы начать думать об обществе, о развитии, о будущих поколениях. Или, по крайней мере, большее количество людей еще не удовлетворило, не натешило себя всем, чем хотело. Так пускай те единицы, которые считают так же, как я, знают, что они не одиноки, и что коллективное сознание уже запустило необратимые процессы во Вселенной. Завтра мы будем жить лучше, чем вчера. Если захотим.
Пишет
Александр Волков
Александр Волков