Дворники или жизнь. Первые шаги

В 2005 году в одном из мэрилендских домов престарелых тихо скончался никому не нужный старик, страдавший болезнью Альцгеймера. Так сложилась судьба Роберта Кирнса, в прошлом профессора детройтского университета, автора изобретения, которым пользуется львиная доля водителей автомобилей.

К Р.Кирнсу вернемся чуть позже, а пока о его изобретении. Что такого можно придумать в наши дни, чтобы устройство использовалось так широко, и устанавливалось производителями всего мира почти на всех автомобилях, а если брать бюджетные решения, вроде гольфов и жигулей – то практически на всех без исключения? Ну не колесо же, в самом деле!

Кирнс изобрел автомобильные дворники. Точнее не сами дворники, а дешевый и эффективный способ заставить стеклоочистители работать в нескольких режимах, создавая водителю минимальные неудобства мелькающими перед глазами щетками.

Несмотря на то, что первый автомобиль появился на целых 112 лет раньше первого электрического трамвая, именно трамваю современные водители обязаны возможностью с комфортом ездить под дождем и снегом.

Неизвестно, каким ветром занесло в зимний Нью-Йорк 1903 года 37-летнюю жительницу Алабамы Мэри Андерсон. Миссис Андерсон куда-то торопилась, но мела метель, вагоновожатому приходилось периодически останавливать и без того еле плетущийся вагон, чертыхаясь выбегать наружу и чистить лобовое стекло от налипшего мокрого снега.

Успела Мэри по своим делам или опоздала – не столь важно, но вернувшись домой, она, поразмыслив, придумало устройство, позволявшее водителю очищать стекло трамвая, не выходя из кабины. Ни о каких приводах или автоматике, конечно, и речи не было. Насаженная на проходящую через раму ось, наружная щетка, прижатая пружиной, перемещалась по поверхности стекла вручную.

Несколько лет изобретение, запатентованное Мэри Андерсон, использовалось исключительно в трамваях. Автостроители не обращали на него внимания за… ненадобностью. Водители автомобилей тех лет восседали «за баранкой» как пилоты первых бипланов, открытые всем ветрам и осадкам. Ветровых стекол попросту не существовало, при необходимости шофер надевал кожаную куртку, кепку и очки, с которых смахнуть воду можно было рукой в краге.

С появлением крытых кабин и лобовых стекол, трамвайные дворники перекочевали в автомобили. Автомобильный дворник, впервые явился миру в 1917 году. Его представила нью-йоркская компания «Tri-Continental», предшественница нынешней «Trico».

Всем был хорош первый ручной дворник модели Rain Rubber. Одна беда, даже в условиях тех лет, когда интенсивность движения была не чета нынешней, у шофера работать дворником попросту не хватало рук. Судите сами – кроме очистки стекла водительским рукам приходилось крутить баранку, «фафанить» клаксоном зевакам, своевременно предупреждать других участников движения о маневрах, переключать передачи и регулировать опережение зажигания.

С такой нагрузкой без автоматизации никак. Через пять лет после дебюта на дороги Америки выехали Кадиллаки с модернизированными дворниками, приводившимися в движение разрежением во впускном коллекторе. Несмотря на то, что производительность системы зависела от нагрузки на двигатель (при движении на подъем дворники, как правило, устраивали перерыв), в целом простая система работала надежно, и продержалась в производстве около 40 лет.
Пишет
Алексей Норкин
Алексей Норкин