Запретный ли плод?
Во многих, на первый взгляд, безобидных медицинских лекарствах содержатся наркотические вещества, например, даже в средствах от насморка. О проблеме лекарственных наркоманов писали «Известия».У входа во всеми известную аптечную «стекляшку» на Люблинской улице переминался мужчина лет сорока пяти. Старая затертая дубленка нараспашку, недельная небритость на худом лице, тоскливый взгляд. Заметив, что я замешкалась у входа и обратил на него внимание, он рефлективно направился в мою сторону. Человек прибывал в отчаянии и искал любую ниточку, которая избавила бы его от мучений.
В аптеке возле окошка кассира я увидел двух тусовавшихся парней, лет двадцати, в сходном состоянии. Один из них подсчитывал на ладони монеты и всем своим лицом выражал, что ему «не хватает». Продавщица аптеки и парень, что называется «старые друзья» и в моем присутствии используют «эзопов язык». «Губную помаду» за 15 рублей девушка продавать при мне не стала. Парень отошел к своему приятелю и, матерясь, простонал, что у него «вырубается печень», и ему нужна доза
На улице парень и мужик в дубленке выжидают, когда из аптеки уйдут все покупатели. Подхожу и спрашиваю, не помогут ли они мне купить дозу «сами знают чего». Парень оглядывает меня мутными глазами и шатаясь отходит, а мужчина рискует вступить в разговор. Осторожно интересуется, сколько надо, называет цену упаковки — семьдесят рублей. Потом неожиданно спрашивает: «А вы куда колете?» Отвечаю, что в руку. — «Покажите!» Я в нерешительности; отвечаю, что вообще-то я не себе, а брату, что очень надо, но после этих слов подозрения усиливаются. Я махнула рукой и двинулась к метро
То, что в некоторых лекарствах от кашля, боли, насморка содержатся наркотические вещества, ни для кого не секрет. А уж для этих людей и подавно. «Особый компонент» можно выделить из таблеток путем нехитрых химических реакций, а можно просто, что называется, «добрать свое» количеством таблеток. Быстро наступающий кайф сродни героиновому опьянению.
Через непродолжительное время наступает состояние эйфории, легкого опьянения, ощущение невесомости, и это длится 2 — 3 часа. Но через те же 2 — 3 часа состояние сменяется противоположным — раздражительность, вспыльчивость, подавленность. Это стандартное действие опиатной группы, а трамадол и героин относятся к опиатам.
Лекарственные наркоманы — частые клиенты наркологических центров. Их основу составляет молодежь от 20 до 30 лет, безработные или с нищенским достатком. Иногда, попадаются и весьма обеспеченные люди, которые думают, что они стали на путь исправления.
Эти препараты употребляются в двух целях — для достижения наркотического эффекта или для того, чтобы попытаться уйти от другого вида зависимости, например, от героиновой. Естественно, это не помогает. Последствия — это разрушение внутренних органов, в первую очередь печени и почек. И вообще каждое употребление этих веществ — это удар по головному мозгу, который приводит к нарушениям памяти, интеллекта, мышления
Еще несколько лет назад подобные лекарства можно было купить без проблем. Когда заметили повышенное внимание к ним молодежи, условия продажи изменили. В приказе Минздрава сказано, что теперь эти препараты отпускаются только по рецептам. Но это только в приказе. В пяти аптеках, где я побывал мне с разной степенью смущения согласились продать лекарство «просто так».
Когда Госнаркоконтроль проводил контрольные закупки в аптеках, без малого три тысячи раз продавцы делали то же, что и в описанном случае, то есть закрывали глаза на отсутствие рецепта.
Оптимальным стало бы составление некоего списка лекарственных средств, которые нельзя продавать несовершеннолетним, и ограничение мест торговли этими препаратами. То есть продавать их только в крупных сетевых аптеках.
Для того чтобы максимально запретить свободную продажу подобных лекарств, понадобятся месяцы, в минимум — недели. А это как раз соответствует времени необходимому на привыкание к наркотикам опийной группы