Почему характер бывает плохим?

«Ну и характер у этого N-ва!», - возмущаемся мы, ругая и кляня человека, досаждающего нам своим поведением. Мы осуждаем его и считаем виновником напряженных и конфликтных ситуаций, неизбежно возникающих при общении. А между тем, часто осуждать и винить надо не его самого, а родителей, допустивших ошибки в воспитании собственных детей.

Конечно, наличие врожденных черт отрицать глупо, но думаю, многие согласятся с утверждением, что длительное воздействие на психику ребенка неблагоприятных факторов вызывает эмоциональное напряжение, истощает нервную систему и стимулирует нервность, с годами закрепляющуюся в отрицательных чертах характера.

Очень часто такими факторами становятся ссоры и несогласия между родителями. Дети переживают их очень болезненно, тревожатся, беспокоятся, становятся плаксивыми. Подростки теряют работоспособность и быстро устают, замыкаются в себе, иногда жалуются на головные боли.

Грубость, нередко сопровождающая ссоры, постепенно перенимается детьми, ведь дети очень восприимчивы, и вне семьи ведут себя так, как ведут образцы для подражания - родители. Сначала это замечают друзья и школьные учителя, спустя какое-то время - все, с кем приходится общаться с человеком.

Как бы болезненно не воспринималась родителями ситуация, когда семья распадается, детям еще труднее. Они обычно любят как маму, так и папу, и уход одного из них наносит психологическую травму. Не понимая сути конфликта и возможных последствий, ребенок может во всем обвинить одну из сторон, затаить обиду, стать злобным и замкнутым.

Что греха таить, вторая сторона зачастую ведет себя так, как будто специально добивается этого, настраивает ребенка против оставившего семью родителя. Но в результате временный тактический успех оборачивается стратегическим поражением, расплачиваться за которое через годы придется уже не родителям, а ни в чем не виновным детям.

Некоторые родители полагают, что строгое воспитание закаляет характер, готовит ребенка к преодолению жизненных трудностей. Но чрезмерные строгости приводят к обратному эффекту. Дамоклов меч угрозы наказания делает ребенка «забитым» и боязливым, несамостоятельным, стимулирует развитие лживости и неискренности, озлобленности и скрытности.

Противоречия в воспитании детей между родителями, их стремление распределить между собой роли кнута и пряника вызывают похожие последствия, формируют двуличность и лицемерие. В отношениях с «кнутом» ребенок ведет себя паинькой, скрывая за вызванной страхом маской вежливости и послушания злобу и грубость, выплескивающуюся на более мягкого родителя.

Не менее чем чересчур суровое воспитание опасна избыточная забота, внимание и ласка, иными словами переродительствование.

Никто из родителей не желает плохого своим отпрыскам. «Вот ведь уродился!», - жалуются мамы и папы, искренне полагающие, что предприняли все возможное для правильного формирования характера ребенка. Но даже если негативные черты действительно врожденные, повлиять на них можно только воспитанием. Вспомните об этом, прежде чем все валить на природу.
Пишет
Алексей Норкин
Алексей Норкин