Фасцинация. Нужно знать каждому.

Фасцинация (от англ. fascination - очарование) - эффект, вызываемый специально организованным вербальным (словесным) воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведения. Это определение одной из электронных библиотек. По простому, за счет способа подачи словесной информации возможно значительно усилить воздействие этой самой информации на слушателя. С помощью фасцинации возможно подменять понятия присущие человеку, она снижает психологические барьеры воздвигнутые сознанием.

Самый близкий всем и самый доказательный пример существования фасцинации - живая человеческая речь. Одно дело монотонное бормотание и совсем другое выразительная, эмоциональная речь, с помощью которой можно подтолкнуть слушателей к различным действиям, зачастую совершенно не согласующимися с желаниями самих слушателей. Примером тому служат призывы всяческих вождей и политических болтунов. Человек критически настроенный не может понять, как можно следовать таким призывам, но многие попадают под воздействие. Не зря в древние времена в Риме и Греции талантливые ораторы ценились не меньше талантливых полководцев.

Однако, по-моему, понятие фасцинации гораздо шире и встречается повсеместно, во всех сферах человеческого общения. Эволюционная причина мощного действия фасцинации -структуры мозга, связанные с фасцинацией как оптимальным способом стимулирования нужного в острых ситуациях поведения. Причем эти структуры имеют возможность действовать помимо сознания, в если потребуется- отключить его. Так лишаются разума от любви, при виде сладостей, бутылки, игрового автомата. Под воздействием фасцинации сознание сужается, а восприятие обретает узкую направленность. Влюбленный думает только о предмете своего обожания, игрок о возможности выиграть, сладкоежка о пирожном. Механизмы этого явления мало изучены, предполагается, что в момент фасцинативного воздействия в мозге образуется своеобразный фильтр, пропускающий на уровень осознанности определенную информацию и задерживающий другую.

Приведу пример более тонкого действия этого явления. Все знают как полезен юмор. Это общепризнанный факт. Действительно, смеющийся человек хорошо себя чувствует, расслабляется. Однако нужно задумываться над чем смеешься. Слушая юмористов рассказывающих смешные истории о пьянках, пьяницах и их забавных приключениях, видя смеющиеся залы, я вспоминаю леденящие душу кадры криминальной хроники, истории о знакомых и, наконец, об индейцах Северной Америки, уничтоженных этим смешным алкоголем. С помощью юмора в сознание внедряются вещи(делаются приемлемыми и безобидными), которые в обычной обстановке были бы отторгнуты, или вызывали бы совершеннодругие чувства. Современному человеку, особенно немногочисленным оставшимся в живых ветеранах Второй мировой войны, вряд ли придет в голову смеяться над нацизмом и Адольфом Гитлером, считать его несерьезным, потешным неудачником. Посмотрите фильм «Великий диктатор» с гениальным Чарли Чаплиным и поймете что думали народы Сша и Европы накануне мировой бойни о Гитлере.

Широкие массы людей только недавно начали осознавать значение информации, ее воздействие на все процессы протекающие в живой и не живой природе, особенно в человеческом обществе. Наряду с этим необходимо изучать и давать всему человечеству знания о таком явлении как фасцинация, возможно это поможет каждому осознать почему он поступает не так как велит ему жизненный опыт и совесть, прольет свет на эффекты массового внушения и позволит разобраться в причинах тех или иных поступках близких и не очень людей.
Пишет
Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич