Самообладание – воспитывается или даётся при рождении?

Самообладание – воспитывается или даётся при рождении?

Тогда блажен, кто крепко слово правит

И держит мысль на привязи свою,

Кто в сердце усыпляет или давит

Мгновенно прошипевшую змию…

А.С. Пушкин «Домик в Коломне»

Даже не знаю, стоит ли напоминать о важности этого качества для любого человека, для любой ситуации, в которую может попасть этот человек на протяжении своей жизни. Работая на взрывопожароопасном производстве, я и мои коллеги, в каждодневной работе сталкиваемся с ситуациями, когда от наличия самообладания зависит не только бесперебойная и качественная работа предприятия, но и здоровье, а иногда и жизнь людей. Сразу хочу оговориться, что практика, которая является критерием истины, показывает, что самообладание, в той или иной мере, присутствует у большинства специалистов, с которыми я тружусь и общаюсь. Может быть не все из них смогут сказать, что же это такое и как оно появилось. Часто мы пользуемся возможностями своей психики бессознательно. Но если начать размышлять над такими вещами, выводить их на уровень сознания, то воспитывать нужные качества станет гораздо легче. Об этом и слово.

Чтобы не заниматься демагогией (болтологией) сразу хочу чётко сформулировать, что я понимаю под самообладанием. Итак, самообладание – способность разумно управлять собственной жизнью и сопутствующими обстоятельствами для достижения целей, обусловленных совестью и реальной нравственностью, независимо от инстинктов, эмоций и стереотипов поведения. Понятие дано, теперь можно разбираться, что же оно значит.

Зависит ли наша жизнь от инстинктов? Конечно же, зависит и сильно! Инстинкт самосохранения, продолжения рода, поиска и употребления пищи. Без них невозможна сама жизнь. Да, это так. Однако человек, в определённых обстоятельствах, может и должен преодолевать влияние инстинктов на свое поведение. Примеров тому множество. На мой взгляд, самый характерный – это массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной Войны. Только настоящий человек способен преодолеть инстинкт самосохранения и отдать свою жизнь ради того, чтобы смогли жить другие.

А эмоции? Что это и зачем они нужны? Эмоции, как и чувства, это сложные процессы, протекающие в психике и формирующее наше личное отношение (и, соответственно, поведение) к настоящим или вымышленным ситуациям, людям. Они являются сигналом бессознательных уровней психики, информацией, в плотно упакованном виде, оценкой происходящего, произошедшего или того, что должно произойти. Роль эмоций и чувств, в жизни очень велика, от приспособления людей друг к другу, до выживания в целом.

В детстве, когда маленький человек только начинает познавать мир, он видит, как его поведение влияет на него. Поворот головы открывает новые горизонты, в ответ на крик вокруг начинают бегать папа и мама. Младенец ощущает себя центром Вселенной и запоминает, как его воля может заставлять двигаться эту Вселенную. Любая попытка к сопротивлению со стороны окружающего вызывает обиду. Так формируется Я-центризм. Но то, что допустимо для ребёнка, неприемлемо для взрослого.

В последнее время учёные доказали прямую зависимость физического здоровья от психического состояния человека, от его эмоций. Очень точно изучен механизм возникновения язвы желудка от обиды. Я не буду его описывать, сразу попытаюсь проанализировать способы устранения причины болезни – чувства обиды.

Почему человек обижается? Первое. В любых отношениях, любых ситуациях люди стараются прогнозировать варианты поведения друг друга, возникают ожидания. Второе. Эти ситуации реализуются, происходят на самом деле, и мы воспринимаем поведение других людей так, как позволяет это сделать наше мировоззрение. Третье, сравниваем ожидания с реальностью. Любое рассогласование прогноза и реальности вызывает неприятность. Даже такой пустяк, когда в кармане не оказывается ключей, которые по нашим представлениям должны там быть – обиден. А можно ли как-нибудь ослабить или пережить обиду? Конечно можно. И способов уйма. Кто-то впадает в гнев и так утоляет свои чувства, кто-то их сдерживает, загоняя обиду внутрь подсознания, кто-то переключается на другие эмоции ( вспоминается персонаж М.Митчелл и её фраза: «Подумаю об этом завтра!»). Некоторые меняют свою реальность с помощью наркотиков (алкоголь – самый распространённый из них). В последнее время многие медитируют. Но можно и по-другому. Обиды не будет, если не строить нереальных ожиданий, не придавать им излишней важности или если заранее отказаться от оценки поведения других людей. Человека, который способен осознать это, обидеть невозможно, потому что он воспринимает мир таким, каким он является на самом деле. А откуда берутся ожидания? Они обусловлены культурными стереотипами и социальными ролями, указывающими на то, как должен вести себя человек. Стереотипы существуют повсеместно и программируют ожидания и поведение людей, в общем, без учёта индивидуальных особенностей и уникальности жизненных обстоятельств каждого. Они формируются книгами и фильмами, музыкой и живописью, всей информацией, не заложенной в человека генетически - культурой. О качестве современной культуры каждый должен судить самостоятельно, сам выбирать, что читать, смотреть, слушать и самостоятельно формировать свое отношение к поступающей информации.

А как формируется отношение к этому? Да на фундаменте мировоззрения, которое, как правило, полностью сформировано к моменту полового созревания. Если мировоззрение отражает реальность, адекватно ей, то человек способен понимать что такое хорошо, а что такое плохо, что вредно, а что полезно, что допустимо, я что – нет, способен правильно выстраивать своё поведение к окружающему миру. И если он не ошибается, то его прогнозы вариантов будущего (в том числе и поведения окружающих) близки к тому, что происходит на самом деле.

Очень важно понимать что информация, наряду с материей – существует объективно. Тогда можно увидеть, как она влияет на поведение людей. Если человек напрямую руководствуется поступающим информационным потоком, (слухами и новостями) то, по сути, он ничем не отличается от биоробота. Какую программу записали, так и действует. Если же, прежде чем приступить к действиям на основании поступающей информации, человек обращается к собственной памяти, сравнивает настоящее с прошедшим, то его поведение менее зависит от всяких (в том числе и не достоверных) сведений. Про таких говорят: «живёт своим умом». Ну, и наконец, есть те, кто, прежде чем допустить приходящую от различных органов чувств информацию в память, пропускают её через «карантин». «Карантин» состоит из степени доверия к источнику информации, критического мышления и реальной нравственности. Правда, с помощью определённых технологий критическое мышление можно отключить, а степень доверия к источнику информации существенно повысить, но реальная нравственность всегда на страже. И если нравственные мерила заданы правильно, то такие люди наиболее уверенно находят своё место в жизни общества и приносят ему наибольшую пользу.

Вопрос же выбора правильных нравственных ориентиров, один из древнейших философских вопросов, которыми задавались самые выдающиеся умы человечества. Но найти ответ на этот вопрос невозможно с помощью чужого, пусть и очень могучего интеллекта. Такие вопросы решаются каждым человеком индивидуально, применительно к своей жизни. «Можно быть учёным чужой учёностью, но нельзя быть мудрым чужой мудростью» эти слова М.Монтеня именно про это.

Впрочем, у каждого есть чувство, руководствуясь которым каждый, будь он великим учёным или неграмотным крестьянином, может сделать безошибочный выбор в конкретной ситуации. Это совесть. Я уверен, любой из читающих способен вспомнить много ситуаций из собственной жизни, особенно из детства и юности, когда было чёткое понимание, что надо сделать так, а не иначе, потому что иначе - неправильно, не по совести. Совесть можно заглушить, (в том числе и с помощью алкоголя) но полностью заставить её замолчать - невозможно.

У меня самого нет достаточной степени самообладания, которая должна быть. Но если цель чётко осознана, средства для реализации этой цели определены, то достижение её – вопрос воли и времени, которое, конечно существует, но является весьма субъективным.
Пишет
Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич