И получилась привычка…

Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Интересный, и, в общем-то, правильный афоризм, но у вдумчивого читателя может возникнуть вопрос: «А почему люди поступают так, а не иначе? Что побуждает человека вести себя определённым образом в различных ситуациях? Откуда берутся поступки и привычки?»

В младенчестве все люди ведут себя одинаково. Всё поведение маленьких человечков запрограммировано информацией передающейся с помощью генетического механизма. Отличия начинают проявляться позже, и чем старше становится человек, тем больше он отличается от своих сверстников. Причём эта разность наиболее чётко проявляется у людей из разных стран, частей света, континентов. Что же является причиной этого? То, что человек получает посредством чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. То, какие сказки он слушает, какую пищу кушает, в какие игры играет. Воспитание, образование, фильмы, музыка, новости…

Всё это тоже информация, только она не передаётся генетически. И такая информация называется одним словом – культура.

Наверное, никто не будет оспаривать утверждение, что культура влияет на становление и, вообще, на всю жизнедеятельность людей. Примером тому служат различия в поведении людей разных цивилизаций. В одной и той же ситуации китаец, американец и русский будут вести себя по-разному, иногда, совершенно противоположным образом. Но, даже индивиды составляющие одно общество могут быть совершенно различны в своём поведении. Почему? Да в семьях у них приняты разные правила. В одной, норма – каждый праздник, или просто выходной отмечать алкоголем, в другой, трезвость – норма жизни. В одной, папа и мама всегда находят время, чтобы пообщаться с детьми, вникнуть в их проблемы (для ребёнка очень важно то, что взрослому кажется мелочью), в другой, родители заняты собой или зарабатыванием денег, и ребёнок больше общается с телевизором и компьютером.

Что же он там видит? В основном, развлекающую продукцию, которая, кроме того, что отнимает время, так нужное для физического развития, ещё и воспитывает, формирует стереотипы поведения. Какие? Как определить, что закладывает в подсознание тот или иной мультфильм, фильм, сериал? Достаточно посмотреть любой из них, не обращая внимания на харизму героев, на смешные моменты, на яркость и красочность декораций, спецэффекты; нужно абстрагироваться от этого. Надо увидеть смысл, сюжет, общую картину. А вот смысл бывает очень далёк от впечатлений. Ребёнок автоматически, безсознательно копирует поведение понравившихся героев. Присмотритесь повнимательнее, как же они себя ведут? Может быть, за внешней красотой и обаянием, скрыты эгоизм, бездушное отношение к природе, неуважение к старшим.

Ну, это дети, а взрослые-то защищены от этого, подумает любой человек старше шестнадцати. Так ли это?

Психика взрослого человека, вернее безсознательная её часть защищена некоторыми барьерами. Нравственностью, критическим мышлением и степенью доверия к источнику информации. Второе и третье отключается на раз-два, надо только уметь.

Есть такая наука – фасцинация, она-то и занимается этим. Опишу один из приёмов, с помощью которых можно плохое и вредное сделать нормальным. Это юмор. С его помощью легко можно протащить прямо в подсознание стереотип поведения который будет вреден для его обладателя. Примеров тому множество. От выступлений юмористов прославляющих асоциальное поведение, до смешных сериалов и шоу, делающих тоже самое.

Единственное, что не поддаётся никаким приёмам влияния, это реальная нравственность. Я говорю реальная, потому что в наше время и в нашем обществе ( впрочем, не только в нашем) нередко лицемерие. Много людей говорят об одном, и других призывают к этому, а в душе смеются над тем что говорят и поступают противоположно своим заявлениям. Человеку же с системой чётких нравственных мерил, который точно знает, что хорошо – что плохо, что вредно – что полезно, что допустимо, а что – нет, невозможно никоим образом внушить то, что он считает неприемлемым.

Меня не удивляет положение дел в современной медицине, когда молодые врачи воспитываются на сериалах подобным «Интернам». А что несёт «Универ», «Физрук» и т.д.? А «Камеди клаб», «Смехопанорама» и иже с ними? Я уже не говорю про полнометражные фильмы. Ведь если происходящее на экране вызывает только эмоции, без осознания смысла и нравственной оценки, то при возникновении подобной ситуации в жизни зрителя он безсознательно, автоматически отрабатывает линию поведения заложенную на уровне образов. И это лишь один аспект, маленький кусочек в общем положении вещей.

Отдельно хочу сказать о музыке. Почему-то многие считают, что музыка не несёт в себе никакой информации, никаких образов. Это не так. Конечно, легко представить себе что несёт картинка на экране, но ведь и музыка рождает в психике человека картины, чувства, эмоции. Она настраивает на определённый лад. Трудно себе представить солдат, марширующих под протяжные мелодичные звуки. Да, и публика в зале, где идёт концерт классической музыки, ведёт себя иначе, чем тусовка на стадионе под тяжёлый рок. Или музыка здесь ни при чём?

Колебания, будь они механическими, электромагнитными или гравитационными – влияют на человека. Ведь и сам человек – сложная колебательная система. Он пульсирует при ходьбе, при любом движении. И в неподвижности в нём пульсируют сердце, сосуды, каждый орган. Мысли. И колебания среды, в которой находятся люди, действует на них. На кого-то больше, на кого-то меньше. Но действуют на всех. А вот как действуют? Это уже каждый решает сам для себя и для тех, за кого он в ответе. Единственное, что хочу заметить, это то, что ритм (кстати, тоже один из фасцинативных приёмов) форматирует психику так, что она становится не способной вести более-менее сложные, продолжительные мыслительные процессы. А физические может. То есть прыгать, копать, грести, кричать человек может, а подумать, зачем это надо – не может. Получается как в стихах В.С. Высоцкого: «Зачем нам думать? С нами тот, кто всё за нас решит!»

Это подводит нас к очень интересному явлению в жизни общества: вере в авторитет.

Как часто большинство людей пользуются продуктом собственной интеллектуальной деятельности? Это легко проверить. Стоит только некоторое время повнимательнее прислушиваться к окружающим и отмечать и запоминать как часто они говорят фразы типа: « Я так думаю; по-моему» или « А вот Иван Иваныч сказал…; Нобелевский лауреат такой-то считает…» И становится понятным, что авторитетное мнение играет очень важную роль в нашей жизни. Собственно, в этом нет ничего плохого, если прислушиваться к мнению умного, опытного человека который редко ошибается. Но только прислушиваться, а не слепо полагаться. Ведь любой может заблуждаться, а может и преследовать собственные цели, опираясь на авторитет. Каждому человеку (у кого предки здоровы) от рождения дана способность думать. Каждому, кто вырос в семье с добрыми и любящими родителями дана возможность получить образование. В наш век информационных технологий у каждого есть доступ к знаниям предков. Что бы их получить, не нужно заказывать редкие книги в столичных библиотеках, достаточно компьютера подключённого к Интернету. Надо только желание. У Канта (авторитет в вопросах философии) было любимое латинское выражение: «Sapere aude» . Решись быть мудрым.

Хочу заметить, что авторитет может быть не только у человека. Он может быть у книги, у науки, у учения. Надо помнить, что все книги, все науки, все учения созданы людьми. Которые могут заблуждаться, могут быть обмануты, могут преследовать собственные цели; цели, распространяющиеся не только на настоящее, но и на будущее.

Мы живём на прекрасной и удивительной планете и на ней только маленькая часть, техносфера, создана человеком. Техносфера становится всё больше и больше и оказывает значительное влияние на наш общий дом – Землю. Какой быть Земле в будущем решать нам. Не каким-то «авторитетам», а нам. Так же как и решать какую музыку слушать и какие фильмы смотреть. Какой быть общей культуре? Ведущей к деградации и в небытие? Или к развитию и общему благу?
Пишет
Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич