О человечности

Многим известна легенда о споре Диогена и Платона. Суть спора состояла в том, что философы определяли, кого можно называть человеком, а кого нет. Платон утверждал, что достаточно иметь голову, две руки, две ноги и голую кожу. Тогда Диоген ощипал петуха, поставил перед оппонентом и сказал: «Вот твой человек!» Платон глянул и уточнил: «И ногти должны быть плоские». Легенда умалчивает, чем же закончился спор, можно предположить, что ничем хорошим для петуха. Диоген явно не был согласен с Платоном и имел свой взгляд на то, каким же должен быть Человек. И ходил он по греческому городу Синопу днём с фонарём и на недоумённые вопросы сограждан, что же он потерял, кратко отвечал: “Ищу человека!” Из этого можно сделать вывод о том, что философ не признавал за большинством своих сограждан права называться Человеком. Почему?

Прежде чем начать рассуждать над этим вопросом, надо задаться и другими. А надо ли это? Зачем? Может и так проживём, без всяких философских заморочек? Тем, кто считает что не надо, дальше лучше не читать.

Итак, для чего надо точно определить понятие? Дело в том, что без чёткого, однозначно понимаемого всеми термина невозможны никакие рассуждения,сравнения, да и мышление вообще. Так же как невозможны измерения без необходимых инструментов и эталонов. Это хорошо можно себе представить себе на примере любой меры: меры длины, меры веса, меры времени. Такая мера является эталоном, в сравнении с которым можно познать подобные ей вещи. Если мы точно знаем что такое килограмм и как его измерить, то недобросовестный продавец не сможет обмануть нас продавая 900 граммов сахара по цене килограмма. Естественно, определиться с эталоном человечности труднее, чем с эталоном веса, но возможно.

Для начала выясним, может быть прав был Платон и для того чтобы называться Человеком (облечёным всей понотой человеческого достоинсва) достаточно иметь здоровое тело? По-моему, ответ очевиден. Даже в далёкие времена древних греков было много людей которых иногда называли душевнобольными, если же говорить современным научным языком – психически ненормальными. Ведь действительно, у здорового человека здоровым должно быть не только тело, но и психика. Раз уж я говорю о том, что необходимо определять понятия, то нужно пояснить, что я имею ввиду когда говорю о психике. Психика – многокомпонентная информационная система несущая в себе алгоритмику (последовательность шагов) обработки информации получаемой человеком. Эта система содержит в себе по крайней мере два компонента – сознание и подсознание. Именно психика отвечает за поведение человека, за его эмоции, чувства, за принимаемые решения и их исполнение. И даже если какая-то часть тела повреждена, но здорова психика, то человек остаётся настоящим Человеком. Подтвержденим моих слов служит жизнь лётчика Алексея Маресьева, описанная Борисом Полевым в замечательном произведениии “Повесть о настояшем человеке.”

А теперь порассудаем, какие компоненты психики и как влияют на нашу жизнь. Итак, все слышали про инстинкты и безусловные рефлексы и представляют, что они значат для жизнедеятельности. Ведь невозможно себе и представить человека без инстинкта потребления пищи, самосохранения, продолжения рода. В младенчестве всё поведение маленького человечка обусловлено инстинктами.

Также многие знают о стереотипах поведения, о привычках и социальных ролях. Механизм формирования привычек был рассмотрен в предыдущей статье.

Ещё люди иногда способны обрабатывать поступающую информацию с помощью разума и выстраивать поведение при помощи собственного понимания происходящего. Наконец, в той или иной мере (вплоть до полного отсутствия), в психике есть интуиция, способ получения и обработки информации выходящий за пределы инстинктивного и разумного. Однако этот способ оправдывается практикой, а результат его применения может быть впоследствии осознан умом.

Всё это присутствует в здоровой психике и влияет на поступки. Но дело в том, что степень влияния этих компонентов у всех разная. Можно сказать, что они обладают разными приоритетами при выборе линии поведения.

Если у взрослого человека все его знания, интеллект, возможности подчинены обслуживанию инстинктов, то по сути, в своём развитии он не далёк от высокоорганизованных животных. А что происходит если инстинкты вступают в конфликт с принятыми в обществе правилами и стереотипами поведения и при этом проигрывают? Что если биологическая особь вида homo sapiens при принятии решений отрабатывает выработанные у него автоматизмы поведения? А происходит то, что фантасты ХХ века называли биороботизацией. Также в некоторой литературе такие существа описаны как зомби. Наиболее наглядным примером такого поведения могут служить, сектанты, религиозные фанатики и фанаты спорта, нацисты времён Гитлера, да и современные тоже.

Есть и волевые люди, люди разумные. Способные сказать твёрдое «нет» не вовремя пробудившимся инстинктам, пойти наперекор установившимся общепринятым стереотипам поведения. Но, как говорится, есть одно «но». Многие из таких разумных и волевых людей руководствуются принципом: «Что хочу, то и ворочу». То есть являются эгоцентристами. Ставят своё мнение, свой разум, свою волю превыше всего и не считаются с мнениями и желаниями окружающих. В простонародье их называли самодурами. История приводит нам множество примеров таких людей, начиная от древнегреческих тиранов и римских диктаторов, до современных политиков и руководителей разных уровней. Такой тип психики условно можно назвать «демонический». Мне сразу приходит на ум «демон революции» Лейба Давидович Бронштейн (Троцкий).

Наконец, есть люди, для которых интуиция поставляет информацию, которую разум способен принять и обработать с учётом чётких нравственных мерил. Согласовав принятые решения с Совестью, такие люди при помощи непреклонной воли проводят их в жизнь. Они способны подчинять себе инстинкты, вырабатывать собственные стереотипы поведения и думать не только о себе, своих родных и близких, но и о благе всего общества.

У людей с различными типами психики разная дееспособность. И это очевидно. Индивид с животным строем психики может вести процессы, умещающиеся в промежуток времени между инстинктивными позывами. От нескольких часов, до нескольких месяцев и даже лет. Биороботы могут отрабатывать программы в течении всей своей жизни. Но со смертью тела погибают и все его начинания. Демонические личности способны создавать процессы и программы, которые биороботы исполняют в течении сотен и тысяч лет, в преемственности поколений. Но только Человек сопричастен вечности.

Ещё один тип психики человечество породило само. Это противоестественный тип психики. Он формируется, когда индивид употребляет алкоголь, табак и другие наркотики. Это ведёт к серьёзным нарушениям в биологии и психике человека, начиная от сбоя в работе внутренних органов и заканчивая отказом интеллекта и волепроявления. При этом количество выпитого, выкуренного или другим способом употреблённого не имеет значения. Ведь для Человека разумного подавлять волю и интеллект неприемлемо в принципе, на уровне мировоззрения.

Тип психики может меняться во времени, зачастую, по несколько раз в сутки. Все знания и навыки, лишь приданое к типу строя психики и сами по себе его не характеризуют. То есть, индивид может быть выдающимся профессионалом, иметь статус в обществе, иметь много денег, но при этом не быть состоявшимся Человеком.

Человек разумный строит своё поведение на основе инстинктов и привычек, осознавая их с помощью разума, который черпает информацию не только от органов чувств, но и из бессознательных уровней психики, своей и коллективной. При помощи Совести, врождённого религиозного чувства, сверяется с высшими идеалами. Он осознаёт свою миссию, свою цель в жизни и достигает её с помощью приемлемых средств. Такие люди живут в ладу с собой, биосферой и Вселенной. Это – Человеки.

Конечно, сразу родиться таким человек не может, но может стать к началу юности. Этого не происходит в реальности из-за культуры, информационного фона, который нас окружает, из-за ошибок в воспитании и образовании. Но повзрослев, любой человек способен осознать всё это и из любого типа строя психики перейти в человечный.

В заключении хочу привести стихотворение таджико-персидского поэта и философа 12 века Анвари:

Для человека мысль - венец всего живого.

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на земле превыше он от века.

А если он живёт не мысля и не веря,

То человек не отличается от зверя.

Как видно из опыта предков, многие из них во все времена, в разных странах задавали себе вопросы: Кто такой Человек? Откуда и куда он идёт? Зачем?

Это такие вопросы, которые должен задавать себе каждый. Без правильного ответа на них бессмысленна жизнь каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом.
Пишет
Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич