Какие у Вас есть права при лечении и лекарственном обеспечении? (Ответы на некоторые часто задаваемые вопросы)



Зачастую, сталкиваясь с различными сторонами деятельности медицинских лечебных учреждений и их персонала, у многих возникают вопросы о правомерности их действий или бездействия относительно пациента, получить ответы на которые затруднительно. Да и, что скрывать, медицинские работники нередко не заинтересованы в том, чтобы пациенты знали свои права на лечение и лекарственное обеспечение, поскольку прекрасно понимают, что от пациента, знающего и применяющего свои права, не так-то легко отговориться. Кроме того, такой пациент потенциально опасен для встречающихся, мягко говоря, не совсем добросовестных, да не слишком вежливых и внимательных к пациенту медиков. И это при том, что законодательство устанавливает право пациента на получение информации об его правах и обязанностях.

Любой обратившийся за медицинской помощью и при ее получении имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, равно как и получение в доступной для пациента форме имеющейся информации о своем здоровье. При этом информация о состоянии здоровья включает в себя сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях, а также о результатах проведенного лечения.

Не маловажно и то, что у пациента есть право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. Более того, по его требованию ему обязаны предоставить копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья.

В соответствии с имеющимся у пациента правом, его обследование, лечение и содержание должно осуществляться в условиях соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям. Правовая норма закрепляет положение о том, что по просьбе пациента проводятся консилиум и консультации других специалистов. Важно и то, что у пациента есть права: на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, отказ от медицинского вмешательства, требование прекращения медицинского вмешательства.*

Не зависимо от того, какой страховой медицинский полис у пациента: по договору обязательного или добровольного медицинского страхования, он имеет право на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям страхового договора.**

Пациент в любом медицинском учреждении Москвы вправе выяснить: входит ли он в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Если нет, то - в перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.***

Если при оказании медицинской помощи, в т.ч. при обследовании, лечении и содержании в медицинском учреждении, или вследствие применения лекарственных средств, был причинен вред здоровью пациента, он имеет право на возмещение ущерба.****

Примечание:

* Федеральный закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

** Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

*** Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год

**** Федеральный закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О лекарственных средствах», Гражданский кодекс РФ

Пишет
Олег Васильевич
Олег Васильевич