И вновь о нашем здравоохранении, его настоящем и будущем. (По материалам ряда публикаций в российских СМИ)

И вновь о нашем здравоохранении, его настоящем и будущем.
(По материалам ряда публикаций в российских СМИ)

Очевидно, что 15 марта 2009 г. многие смотрели беседу Президента РФ Д. А. Медведева с руководителем дирекции информационных программ «Первого канала» К. Клейменовым. В ходе беседы Президент РФ Д. А. Медведев особо подчеркнул то, что «большая тема, которой можно было бы посвятить отдельный разговор, - состояние медицины в нашей стране в целом, и в этот кризисный период».

Известна большая положительная роль, которую выполнила и выполняет реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Однако, по мнению руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С.Павленко, реализация данного проекта ознаменована большим количеством нестыковок и даже правонарушений.* Этот проект самый нагруженный «проблемами, с которыми приходится сталкиваться, начиная от госзакупок и заканчивая другими трудностями». В ходе проверки его реализации установлено, что нормы регламента, заложенные в основной системе здравоохранения, во многом приводят к тому, что средства расходуются не эффективно.

Возможно, одна из причин нынешнего состояния российской медицины этого – то, что, по мнению члена комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности А. Младенцева, Министерство здравоохранения и социального развития РФ – по своей сути отраслевое министерство, не столько занимающееся вопросами охраны здоровья населения, сколько обеспечением стабильной работы системы учреждений здравоохранения. **

В той связи нельзя не согласиться с точкой зрения председателя комиссии по здравоохранению Общественной палаты, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (г.Москва) Л. Рошаля, настаивающего «на одном: чтобы в Минздравсоцразвития поняли, что концепция здравоохранения – не их концепция. Это концепция всей России. И россиянам решать, какой она должна быть.»***

По мнению руководителя Федерального медико-биологического агентства В. Уйбы «основополагающим в концепции развития здравоохранения до 2020 года … должно быть именно воссоздание вертикали управления в отрасли. …У нас одна стран, в ней должно быть одно здравоохранение»****

При этом «мы должны идти от плохого к хорошему, а не наоборот…».; нет необходимости отказываться от хорошей системы здравоохранения, действующий в нашей стране: государственной, муниципальной и частной «в пользу той, которая еще непонятно как сработает», «лучше укрепить имеющуюся структуру», «четко сказать: основой нашей медицины на ближайшие годы остается традиционная российская структура здравоохранения, доказавшая свою прочность», и не «надо что-то менять только ради перемен.»***

Важно учесть и то, что «причина провалов всех начинаний», осуществляющихся «каждые три-четыре года», т. е. «уже шестнадцатый год – с момента создания в 1993 году системы обязательного медицинского страхования (ОМС)…» «банальна», любые реформы «бессмысленны в условиях нехватки денег. А их не хватает давно и хронически.»***** Действительно, «все деньги, которые выделяются на здравоохранение, тратятся без остатка. Финансирование системы здравоохранения состоит из двух блоков: текущего финансирования и создания резервных фондов на случай эпидемий, болезней, войны … У нас не происходит никаких техногенный катастроф, но расходуется все до копейки! Ничего на следующий год не переносится, и ничего не накапливается, потому что денег постоянно не хватает.» **

В этой связи «по умолчанию предполагается, что средний класс и «продвинутые» работодатели волей-неволей продолжат участвовать в софинансировании российского здравоохранения. Потому что бюджетных денег для бесплатного лечения всех россиян, как всегда, не хватит», «государство определяет бюджет здравоохранения не исходя из нормативов современной доказательной медицины, а по принципу «сколько удастся собрать с работодателей». *****

Вот и получается, что «сегодня с каждого работающего собирается «дань», а за неработающего платит администрация. Эти деньги поступают в территориальный фонд ОМС. Затем подсчитывается число застрахованных. Таким образом, собранные деньги путем простого деления распределяются на количество жителей того или иного региона. При этом надо понимать, что бюджеты в субъектах Федерации разные: есть профицитные, есть дефицитные … оперируют суммой, которая положена в год на каждого жителя» субъекта РФ. «Но суммы-то в различных регионах неодинаковы! Расчет при этом на то, что из десяти человек в больницу обратятся один или два.»****

«Должно же все происходить совсем не так», «государство должно посчитать, а сколько каждая услуга стоит реально.» «Необходим некий коэффициент «болезненности», исчисляемый в рублях в расчете на человека. Другими словами, необходимо посчитать среднюю стоимость одной болезни. …получится серьезная сумма, … в ней будут учтены и заработная плата врача с медсестрой, и медикаменты, используемые при лечении в стационаре, и многое другое. Часть средств на это должна поступать через ОМС, а часть государство обязано дотировать.»****

То есть современному российскому здравоохранению необходима экономическая стандартизация, тем более, что как указывает доктор медицинских наук, заслуженный работник здравоохранения РФ Т. Равдугина «простейшая экономическая стандартизация использовалась и в практике советской медицины. Утверждались разные стоимостные коэффициенты финансирования различных видов коек. Специализированные койки оплачивались выше. До определенного времени более высокую материальную поддержку имели и стационары клинических учреждений. В масштабном эксперименте по внедрению нового хозяйственного механизма в здравоохранении страны большое внимание стали уделять вопросам стандартизации потоков пациентов по этапам наблюдения, профилям госпитализации...Но тщательно ли изучается отечественный опыт в настоящее время? … они либо плохо, либо не изучаются совсем. … игнорируется опыт признанных профессионалов и наиболее авторитетных специалистов. Но ведь только с их помощью можно разработать оптимальные (проверенные практикой, личным опытом) стандарты. В первую очередь, стандарты организации медицинской помощи пациентам с заболеваниями системы кровообращения, новообразованиями, болезнями органов пищеварения, травмами и т.д. В такой форме стандарты действительно будут полезны, а главное, понятны и врачам, и пациентам. А вот ответственность за их выполнение конечно же будут нести органы власти и руководители, отвечающие за организацию медицинской помощи.»******

Однако, в настоящее время есть минимум четыре системы различных стандартов медицинской помощи: «федеральная (более 600 стандартов утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ), национальная (стандарты, утвержденные приказами Ростехрегулирования и разработанные профильными техническими комитетами), региональные и международные (ВОЗ, ИСО/МЭК). Все стандарты лечения, действующие на территории РФ, являются рекомендательными. Ни один приказ Минздрава или Минздравсоцразвития, утверждающий стандарт оказания медицинской помощи, не зарегистрирован в Минюсте РФ. … Таким образом, законодательно вопрос обязательности соблюдения стандартов при лечении пациентов не урегулирован».*******

Между тем, по данным Всемирной организации здравоохранения «Россия по уровню медицинской помощи занимает 130-е место в мире»******** «Сокращение численности населения Российской Федерации, начавшиеся в 1992 году, продолжается. Продолжительность жизни, которая служит признанным индикатором качеством жизни и здоровья населения, в России на 6,5 лет меньше, чем в «новых», и на 12,5 лет – чем в «старых» странах ЕС. Коэффициент смертности остается в 1,3 раза выше, чем в «новых», и в 1,5 раза выше, чем в «старых» странах ЕС. … Ухудшение ситуации происходит на фоне сокращения числа лечебных учреждений, койко-мест в стационарах, дефицита врачей и медицинских сотрудников среднего звена.»*****

«У нас сегодня кадровый дефицит, особенно на селе. Без возвращения уже с этого года к распределению тех, кто учится за государственный счет. Мы кадровую проблему не решим. Отсюда и очереди в поликлиниках – наш бич».***

И не случайно, в Государственной Думе ФС РФ совместно с Правительством РФ идет активная разработка «ключевых законопроектов в области медицины – «О здравоохранении в Российской Федерации», «О государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи», «Об обязательном медицинском страховании», «О страховании ответственности медицинских и фармацевтических работников». Предстоит также внести существенные поправки в некоторые действующие законодательные акты, в частности, о медицинских организациях, о регулировании частной медицинской практики, о фармацевтической деятельности».********* Все больше сторонников в Государственной Думе ФС РФ , по словам заместителя председателя комитета ГД ФС РФ по охране здоровья, члена Президиума РАМН С.Колесникова, набирает «идея о необходимости разработать Кодекс охраны здоровья граждан», «в котором будут закреплены незыблемые принципы отечественного здравоохранения и прописаны правила, которыми должен руководствоваться каждый российский врач». *********

Примечание:
* Нацпроект «Здоровье» оказался самым проблемным. Медицинский вестник №4, 2009 г., с.2
**А.Младенцев: «Минздрав не занимается здоровьем граждан» www.strf.ru, 24.02.2009 г.
***Будем лечить! Итоги, 16.03.2009 г.
****Владимир Уйба: «У нас одна страна, в ней должно быть одно здравоохранение» Медицинский вестник №6, 2009 г., с.4
*****Чудеса реформаторской акробатики. «Эксперт Северо-Запад» №10 (408)/16.03.2009 г.
******Инструмент отчуждения. Медицинский вестник №6, 2009 г., с.18
*******Вне закона. Медицинский вестник №6, 2009 г., с.19
********Скрытая угроза. Д-штрих (приложение к журналу Эксперт) №4. 2009 г., с.52-55
********* ИТАР-ТАСС, 10.03.2009 г.
Пишет
Олег Васильевич
Олег Васильевич