Вокзалы Беларуси

Еще несколько лет назад станции и вокзалы Белорусской железной дороги как говорится «оставляли желать лучшего». В основном это старые здания, оригинальной архитектуры, требующие постоянного внимания и ухода. Проблем у БелЖД было достаточно, и на вокзальные постройки средств выделялось явно мало. Красивые исторические постройки постепенно ветшали, местами отваливалась штукатурка, расшатывались двери, изнашивалось оборудование.

Но времена меняются, улучшение экономического положения страны отразилось и на вокзалах. Из окон поезда теперь видны оригинальные, ухоженные, отремонтированные здания, украшенные архитектурными элементами.

Станция Минск-Пассажирский.

Светлое, высокое и современное здание вокзала известно не только минчанам, гостям белорусской столицы и транзитным пассажирам многочисленных поездов. Благодаря знаменитому сериалу «Вокзал» снятому на территории вокзального комплекса станции Минск-Пассажирский сооружение известно на территории всего бывшего СССР и даже за его пределами.

Вокзал построен не на пустом месте. С одной стороны это облегчало строительство, т.к. проект опирался на действующую инфраструктуру, но с другой наоборот, затрудняло. Поезда приходили и отправлялись по расписанию, а пассажирам приходилось терпеть «временные неудобства», растянувшиеся на долгие годы.

Первая очередь комплекса – здание над путями и тоннель под ними, техническое здание администрации с комнатами матери и ребенка, отдыха пассажиров было введено в строй еще в 1990 году. Наличие этих построек позволило снести обветшалое здание старого вокзала, простоявшее 120 лет. Требовалось освободить место.

Но вмешались известные события. «Ребром» встал вопрос финансирования. Недостаток средств потянул за собой необходимость пересмотра всего проекта, который был признан неудовлетворительным из-за низкого качества архитектурных решений. Возможно, наличие средств позволило бы вести строительство так, как было намечено. Но в изменившейся обстановке решили спроектировать здание вокзала заново.

Повторный проект оказался не менее затратным, но в результате вокзал получился замечательный. Его изюминка – несколько уровней. Подземный связан с метрополитеном и переходами не только под путями, но и под привокзальной площадью. В наземном уровне пассажиров ждут кассы или операционно-распределительный зал с электронными информационными табло. Залы ожидания, к которым ведет эскалатор, находятся над железнодорожными путями.

Первая очередь нового проекта была введена в строй в 2000-м году, через десять лет после введения первой очереди первоначального. С тех пор стеклянный фасад главного корпуса украшает прилегающую площадь.

Вторую, завершающую очередь достроили гораздо быстрее. 30 декабря 2002 года весь вокзальный комплекс введен в эксплуатацию. Долгострой превратился в украшение белорусской столицы. Общая площадь всех зданий вокзала составила более трех с половиной десятков тысяч квадратных метров. Для возведения этих «квадратов» понадобились усилия более полусотни строительных организаций.

При строительстве использовались «ноу-хау», ранее в республике не применявшиеся. Например, на стенах пассажиры не видят радиаторов, все отопление спрятано в полы. Отделка фасада гранитом сделана методом сухой облицовки на нержавеющих закладных деталях, что удержит стены от расслоения и позволит долго обходиться без ремонта.

Предшественник современного вокзала появился в Минске в 1873 году, с введением в эксплуатацию Ландваро-Роменской дороги, переименованной позднее в Либаво-Роменскую. За 120-летнюю историю вокзал неоднократно перестраивался и реконструировался.

Поначалу это были обычные деревянные павильоны, возведенные на площади, прилегающей к перрону. В одном из них размещался собственно вокзал, в другом – станционная контора, поликлиника и ремесленное училище. Станция относилась ко второму классу и имела две пассажирские и две товарные платформы. Называлась станция Минск-Виленский, а ее первым начальником был брат знаменитого хирурга, студент Московского университета Василий Васильевич Склифасовский.

Деревянные павильоны не были достопримечательностью города. Согласно сохранившемуся рапорту инспектора вокзал представлял собой сырое темное здание. Темноту в зале ожидания усугублял навес над перроном, не только защищавший от непогоды пассажиров, но и создававший дополнительную тень.

Через шестнадцать лет деревянные постройки сменило каменное здание, то самое, которое снесли для строительства нынешнего вокзала. Рядом с каменным зданием возвели пешеходный мост через пути, благополучно простоявший до 1964 года, когда его сменил подземный тоннель.

Каменное здание с годами перестраивали и расширяли. В годы лихолетий, войн и революций вокзалу наносился серьезный ущерб, но с наступлением мирных периодов его обязательно восстанавливали. Освобождения Минска от немецко-фашистской оккупации дождались лишь обгорелые стены. Восстановили вокзал в 1946 году.

Сегодня мало кто знает, что Минск-Пассажирский, или как его называли раньше Виленский - не первый вокзал, построенный в городе. За два года до его появления была открыта Московско - Брестская железная дорога, на которой функционировал Александровский, или же Брестский вокзал. Находился он в двух верстах от границы города. Ныне на его месте размещается станция пригородных поездов Институт Культуры.

Александровский вокзал представлял собой большое деревянное строение с двухэтажной башней. Вокзал принимал пассажиров, прибывших из Москвы, Варшавы и Европы. Если в планах путешественников было продолжение пути в Либаву (Лиепая) или Вильно (Вильнюс), то приходилось выгружать из поезда свою поклажу и на извозчике перебираться на Виленский вокзал, обслуживавший это направление.

Здание Брестского вокзала до наших дней не сохранилось. Сначала его сожгли в 1920 году польские войска. После восстановления в нем разместилась товарная станция. Следующая война оказалась для бывшего вокзала смертельной. В июне 1941 года здание сгорело полностью и окончательно.

Станция Брест-Центральный.

Брестский железнодорожный узел это «западные ворота» Беларуси, а когда-то всего «великого и могучего» СССР. Первый вокзал станции Брест-Литовский, как она называлась раньше, был построен в конце XIX века. К тому времени в Бресте были объединены пять железных дорог с разных направлений. Вокзал был предназначен для обслуживания пассажиров всех дорог.

На таком крупном перекрестке и вокзал должен быть соответствующий. Поэтому на строительство не скупились и потратили баснословную сумму почти в тридцать миллионов рублей золотом. Для того времени здание было шедевром, самым большим и красивым на российских железных дорогах. Помещения вокзала даже были электрифицированы. Впрочем, случилось это не сразу, а спустя два года после окончания строительства.

В 1886 году на открытие вокзала в Брест прибыл Александр III с императрицей и царевичем Николаем. Из представителей «голубых кровей» мероприятие посетил наследник германского престола Вильгельм, встречался с «самодержцем всея Руси» и беседовал с ним.

Сегодня о визите Александра на вокзале ничего не напоминает. Зато по прежнему установлена мемориальная доска, сообщающая пассажирам, что в 1900 году по вокзалу прогуливался вождь пролетариата В.И. Ленин, направлявшийся в Германию для организации выпуска «Искры».

«Самый лучший» российский вокзал сильно пострадал в годы Первой мировой. Вынужденные оставить Брест русские войска не захотели отдавать врагу уникальное здание и разрушили его более чем на две трети. Восстанавливать разрушения пришлось полякам в 20-х годах.

С приходом советской власти в 1939 году вокзал стал визитной карточкой всего Советского Союза. В годы Великой Отечественной здание избежало серьезных разрушений. Но вид «визитки» наверное не понравился следующему советскому вождю и «лучшему другу всех трудящихся» И.В. Сталину. После его кратковременного транзитного визита было принято решение строить новый вокзал.

На деле здание сносить не стали, но провели его серьезную реконструкцию, сохранив ценные элементы. В частности строители и проектанты бережно отнеслись к полу, выложенному плиткой еще во время первой реконструкции в 1929 году. Стены здания «как водится» облицевали мрамором и гранитом, привезенным из разных регионов огромной страны.

Свою роль западного форпоста советской власти вокзал исполнял исправно. За полвека его успели посетить многие политики и высокопоставленные гости. В помещениях вокзала всегда было многолюдно.

Но самая пиковая нагрузка пришлась уже на постсоветские годы. В то время мириады «челноков» осваивали «дикий запад». Львиная доля их волнами проносилась через Брест в разные стороны. За самый суматошный для железнодорожников 1993 год через станцию проехали более одиннадцати миллионов пассажиров.

На это же «челночное» время вокзалу выпала участь быть реконструированным еще раз. В основном подновили фасады, потратив на это чуть больше миллиона долларов. Сегодня вокзал Брест-Центральный входит в число памятников архитектуры Республики Беларусь.

Станция Гомель.

По новому участку Ландваро-Роменской железной дороги от Бобруйска до Гомеля товарные составы пошли 16 ноября 1873 года, пассажирские на день позже. Об этом важном событии сенатор Селифонтов радостно доложил военному министру, сообщил в министерство внутренних дел и министерство финансов. Эту же дату можно считать днем начала истории гомельского вокзала. Станция уже трудилась вовсю, но «ленточку» перерезали только спустя 17 лет, в 1890 году.

Как и многие другие белорусские вокзалы гомельский пережил разные времена, и расцвета, и упадка. Последний, третий раз его разрушили в годы Великой Отечественной войны. Но в 1946 году здание было восстановлено, а затем усовершенствовано и реконструировано. В 1948 году появился второй этаж, через год рядом возвели здание для багажного отделения и пассажиров пригородного сообщения.

От первого помещения вокзала с вековой историей практически ничего не осталось. Очередная реконструкция – капитальный ремонт закончилась в 1995-1996 годах. Для пассажиров пригородных направлений возвели новое строение. Сегодня оба здания соединены застекленной галереей, платформы укрыты навесами, под путями проложен подземный тоннель.

О временах начала эксплуатации железной дороги ничего не напоминает. Вокзал – ухоженное красивое здание в стиле соцреализма. О его истории напоминает разве что мемориальная доска, установленная в честь «знаменательного» события – выступления будущего всесоюзного старосты М.И.Калинина в 1919 году.

Станция Могилев.

Могилевский вокзал был построен в 1902 году по типовому проекту. На девяти с половиной сотнях квадратных метров разместился в те годы стандартный пакет железнодорожной цивилизации. Зал ожидания, детские комнаты, выражаясь современным языком VIP помещение – для высших чиновников железной дороги, билетные кассы, а также вся управленческая инфраструктура станции, включая полицию.

Слово цивилизация – не ирония и не преувеличение. Здание было оборудовано центральным отоплением, водопроводом и канализацией. О прибытии и отправлении поездов пассажиров звонко извещал блестящий медный колокол.

В августе 1915 года станция превратилась в самое оживленное место города. В специально построенном тупике разместился поезд последнего «самодержца всея Руси» Николая II. В поезде размещалась его Ставка, из которой царь командовал не слишком успешными для российской армии боевыми действиями до середины декабря 1916 года. Последний раз полковник Николай Романов видел могилевский вокзал хмурым вечером 8 марта 1917-го из окон отходящего вагона. Ставка же продержалась еще десять месяцев и закончила свое существование убийством матросами на привокзальной площади генерала Н.Н. Духонина.

В годы Великой Отечественной вокзал устоял, но железнодорожное хозяйство было сильно разрушено. В 1945 году здание капитально отремонтировали, в следующем десятилетии над путями построили пешеходный мост. Потом пришел черед новых билетных касс, багажного отделения. Последняя реконструкция прошла в 2000 – 2004 годах. На этот раз без кардинальной перестройки. Свидетель заката империи и по сей день радует глаз ухоженностью и необычной для наших дней архитектурой.
Пишет
Алексей Норкин
Алексей Норкин