Тадж-Махал - индийское чудо света

В июле 2007 года национальная гордость Индии, многовековое место паломничества мавзолей Тадж-Махал был объявлен одним из семи новых чудес света. Страна ликовала. Во всех крупных городах прошли торжества, сопровождающиеся фейерверками, шествиями и фестивалями. Больше всех ликовала Агра – древняя столица империи Великих Моголов.

Талантливый мастер из Шираза Устад Иса был способен изваять в мраморе любого человека, даже не взглянув на него. По крайней мере, так утверждала людская молва. Слухи о чудесном даре достигли ушей грозного правителя могучей империи Великих Моголов Шах-Джахана. Удивленный владыка повелел доставить мастера во дворец.

«Правда ли, что говорят о тебе люди?» - грозно спросил повелитель. «Спрячь за пологом двадцать юных дев. Я не буду их видеть, лишь коснусь руки каждой. И ту, которую я выберу, я изваяю в мраморе. Если справлюсь с задачей, ты позволишь мне жениться на той, кого я выбрал» - с поклоном ответил мастер Устад Иса.

Падишах согласился. Два десятка красавиц поочередно подавали руку знаменитому зодчему. Но ни одну он не выбрал. Прислали еще пять девушек. А вместе с ними за пологом спряталась одна из дочерей падишаха. Она хотела пошутить, но мастер выбрал ее руку.

От гнева побелел падишах, но промолчал. Слово властителя – закон, даже если девушка его дочь, а зодчий «без роду и племени». Мастер приступил к работе.

Через двадцать дней непрерывного труда Устад Иса сдернул со своего творения легкое покрывало, и пред очами правителя предстала мраморная статуя. Долго и внимательно рассматривал ее падишах, но не нашел ни единого изъяна.

Повелитель не мог смириться с тем, что его дочь достанется пусть и талантливому, но безродному мужу. Долго, несколько лет раздумывал он, как выйти из трудного положения. И когда любимая жена падишаха Тадж-Махал покинула этот мир, правитель призвал мастера и назначил день свадьбы. «Ты построишь мне гробницу, достойную красоты моей жены» - сказал безутешный монарх, помолчал и добавил: «И если тебе удастся, в день, когда будет положен последний камень, ты получишь мою дочь».

Так описывает легенда начало строительства жемчужины мирового зодчества, известной сегодня всему миру под именем Тадж-Махал. К мавзолею стремятся влюбленные со всего мира. По поверью, прикоснувшимся к его камням будет дарована вечная любовь, такая, как досталась правителю империи и его прекрасной жене.

Будущий падишах принц Кхуррам встретил на базаре неописуемой красоты совсем юную девушку, увлеченно рассматривающую деревянные бусы. «Какая тонкая работа», - вымолвил принц. «Возьмите их, если они вам нравятся», - ответила незнакомцу красавица. «Только вместе с вашим сердцем», - произнес принц. Бусы остались в его ладони.

Избранница принца и любовь все его жизни красавица Арджуман Вану Бегам была из древнего и богатого рода. Но владыка империи долго не давал согласия на брак, предпочитая заполнять гарем сына «нужными» женами, родственные связи которых укрепляли политическое положение государства. Потом сердце падишаха Дангира смягчилось, и он согласился со свадьбой, но только если звезды не будут против. Благоприятное их расположение случилось через долгих пять лет.

Новая жена наследника получила после свадьбы имя Мумтаз-Махал, в переводе с хинди «избранница дворца». Муж предпочитал имя Тадж-Махал, «корона дворца».

Тадж-Махал стала старшей женой и советницей во всех делах. Она всегда была рядом с мужем и не оставляла его даже в военных походах. За 17 лет брака у них родилось 14 детей, в то время как остальные обитательницы гарема Шах-Джахана чахли в одиночестве. Пока была жива Тадж-Махал, император не обращал внимания на других женщин.

Тадж-Махал недолго довелось быть царицей. Кхуррам взошел на престол в 1628 году, а в следующем 1629 право на власть пришлось доказывать военной силой. Взбунтовался наместник южной провинции, военный поход был неизбежен. Любимая жена падишаха отправилась вместе с мужем, не смотря на то, что была беременна.

Поход удался, бунтовщики усмирены. Но Тадж-Махал не суждено было вернуться. Дав жизнь своей шестой дочери, царица ушла в мир иной. Горе затмило разум падишаха, он не ел и не пил целую неделю, никто не решался заглянуть в его покои. На восьмой день правитель объявил в стране траур. Музыка, танцы, яркие одежды и даже благовония были забыты на целых два года.

Поначалу тело Тадж-Махал было погребено в Бурханпуре, там где она умерла. Но через полгода Шах-Джахан велел перевезти его в столицу Агру и приступить к строительству невиданной усыпальницы. Место для мавзолея было выбрано недалеко от города, на берегу реки Джамны.

Более двух десятилетий велось строительство, превратившееся в настоящее испытание для империи. Падишах забросил все государственные дела, его не интересовали ни бунты, ни дворцовые интриги, но за возведением мавзолея он наблюдал ежедневно.

Деньги текли рекой. Лучший мрамор доставляли за три сотни километров из далеких раджпутанских каменоломен. Караваны один за другим везли к усыпальнице из дальних стран горы жемчуга, бирюзы, кораллов, золота и драгоценных камней, купленных по баснословным ценам.

Малахит доставлялся прямо из России, бирюза – из Персии и Тибета, сердолик из Багдада. Для работы с редкими материалами мастеров привозили из-за границы, ежегодно пополняя ими двадцатитысячную армию местных строителей.

Мраморные блоки вручную тесались у стен сооружения и веревками поднимали наверх. Чтобы водрузить купол, высота которого достигает 74 метров, специально возвели трехкилометровую земляную насыпь, по которой тысяча рабочих затащила свод на место.

Фундамент мавзолея – огромная квадратная платформа, площадью почти десять тысяч квадратных метров. Четыре изящных минарета размещены по ее краям.

Стены мавзолея обложены белым полированным мрамором с вкраплением драгоценных и полудрагоценных камней, сияющих в лучах солнца. Каждый закат и восход окрашивает здание мавзолея в фиолетовый, розовый или золотистый цвет.

Мавзолей – воплощенный в камне гимн симметрии. Количество любых элементов здания и отделки кратно четырем, и только вход в усыпальницу украшают 22 купола, по одному на каждый год строительства.

Погребальный зал обладает сложным акустическим эффектом, звук каждого, самого тихого слова многократно усиливается и отдается эхом в течение 16 секунд. Под сводами зала никогда не бывает мертвой тишины.

Главному мастеру Устаду Исе помогали проектировать и возводить гробницу лучшие архитекторы страны. Им удалось свести воедино три абсолютно разных стиля, индийский, персидский и арабский. Позже эту «смесь» назвали мугал. Столетиями копировали его, но ни одно возведенное в этом стиле здание не может сравниться с Тадж-Махалом.

Строительство закончилось в 1653 году. Мастерам удалось выполнить волю всесильного повелителя. Пораженный их мастерством и красотой творения Шах-Джахан изрек: «Строитель не был простым смертным, ибо план сооружения был дан ему небесами». Слова эти выбиты на гробнице императора.

Воплотив свой замысел падишах не смог остановиться и загорелся новой идеей: воздвигнуть на другом берегу реки собственный мавзолей и соединить его с усыпальницей жены ажурным мостом. Знать роптала: «Он не правит страной, он только строит гробницы…»

Четвертый сын падишаха Аурангзеб легко сверг правителя, утратившего поддержку знати. Ничто не могло удержать жестокого и беспощадного принца на пути к власти. Старшие братья и их сыновья были уничтожены, а сам Шах-Джахан, отец Аурангзеба брошен в темницу.

Чтобы искоренить любую возможность продолжить расточительное строительство зодчие были изгнаны из страны, а самым лучшим мастерам отрубили руки.

Шесть лет, до самой смерти провел в заточении когда-то грозный и всемогущий правитель, единственной радостью которого осталось ежедневно смотреть из тюремного окна на белоснежный, словно парящий над землей мавзолей своей любимой жены.

Вероломный наследник исполнил последнюю волю отца. После смерти Шах-Джахан и Мумтаз-Махал вновь соединились, падишаха похоронили в одном склепе с женой. С тех пор мавзолей считают святыней, построенный любовью и в память о любви.

На протяжении веков в Тадж-Махал идут влюбленные. Счастливые – чтобы прикоснуться к символу вечной любви, несчастные чтобы покончить с жизнью. Число отчаявшихся юношей и девушек, бросившихся с минарета вниз на каменные плиты, не подсчитано, но прервать эту печальную традицию смогли только в середине прошлого века, полностью закрыв доступ в башни.

Кроме влюбленных красота мавзолея притягивает путешественников и туристов со всех концов света. Усыпальница окружена кольцом полицейских. Когда-то их задачей было сохранить жизнь и здоровье посетителей, сегодня – сберечь сам мавзолей.

Грабители и воры никогда не обделяли Тадж-Махал своим вниманием. Украдены серебряные ворота и золотой парапет, пропало жемчужное покрывало с кенотафа шахини, число исчезнувших со стен драгоценных камней вообще не поддается учету.

С конца 90-х годов мавзолей нельзя фотографировать и даже приближаться с камерой ближе пятисот метров. Исключение сделано только для одной точки у входа. Официальный повод – вред, наносимый стенам вспышками фотокамер. Но на самом деле причина, скорее всего иная, состояние сооружения оставляет желать лучшего, и с других мест это слишком заметно.

За три века, прошедшие после постройки, Тадж-Махал изрядно обветшал. Четыре минарета, возведенные по краям с небольшим наклоном сегодня все больше напоминают пизанские башни, и, по мнению специалистов, могут рухнуть. Некогда белоснежные мраморные стены неумолимо желтеют, не помогает даже закрытие промышленных предприятий вблизи мавзолея и запрет на пользование автомобилями. Вибрация, вызванная топотом тысяч ног посетителей, разрушает стены.

Ежегодно, не смотря на запреты и ограничения, усыпальницу посещает свыше двух миллионов туристов. Но на реставрацию, к сожалению, по-прежнему нет денег.

P.S. Кстати зодчий из Шираза Устад Иса так и не стал мужем принцессы. Девушка не дожила до окончания строительства.
Пишет
Алексей Норкин
Алексей Норкин