Отдых в Египте - как сэкономить, как не потерять


Замеченной мной (да и не только мной) особенностью жителей курортных зон Египта является стремление вытянуть деньги из европейца, пользуясь его незнанием местных реалий. Способы при этом используются не Бог весть, какие изощрённые, но на приезжающего впервые они действуют. Итак, где у Вас есть риск расстаться с (небольшими) деньгами (варианты крупных мошенничеств мы тут не рассматриваем) – и как избежать эти неприятностей.

Первое неизбежное расставание с деньгами – это покупка египетской визы (15 долларов на человека, ещё до прохождения границы). Банкиры не мошенничают, более того, по крайней мере, в Хургаде курс обмена доллара и евро на египетские фунты весьма неплох – можно воспользоваться. Однако, если Вы решите посетить туалет в зоне прилёта, то Вас немедленно постараются развести на 1 фунт (примерно 5,5 руб.) с человека. И это при том, что непосредственно в туалете висит табличка с указанием на бесплатность этого заведения. Беда в том, что египетский переводчик, видимо, воспользовался системой автоматического перевода, поэтому четырёхязыкое объявление на русском языке для нас совершенно непонятно «без подсказок». Обращайте внимание вымогателя именно на английский «no Tips» и немецкий «keine Trinkgeld» варианты. Скорее всего, он не станет Вас преследовать.

Следующая «зона риска» - носильщик в отеле. Для нас привычно, что в четырёхзвёздочном отеле услуги носильщика входят в стоимость и, если уж оплачиваются, то по усмотрению жильца и в том объёме, в каком сам постоялец их оценил. В Египте иначе – понравилось Вам или нет, как носильщик донёс Ваши вещи (в нашем случае он просто… заблудился), он категорически не покинет Ваш номер, не получив по 1 фунту с места. Вывод – требуйте на рецепции указания, где именно находится Ваш номер и настаивайте на том, что вполне в состоянии довезти свой чемодан без посторонней помощи.

Важной статьёй экономии является коммуникация между собой и с родиной. Здесь мы не должны переплатить ни российским операторам мобильной связи, ни местным посредникам. В общем виде тему экономии на звонках за рубежом я подробно осветил в отдельной статье http://www.moscow-faq.ru/artic... , замечу лишь, что в данном случае, как обычно, самый рациональный вариант – покупка местной SIM-карты. В моём случае это был Mobinil (в принципе, могу дать попользоваться). Для сравнения: 1 минута разговора с Москвой из роуминга МТС (в том числе, если Вам позвонил какой-нибудь «Вася», спросивший «Машу» и тут же кинувший трубку) – 80 рублей, с Mobinil – 0,85 фунта, т.е. около 5 руб. – почувствуйте разницу! СМС (с МТС) в роуминге- 15 руб., с Mobinil в любой город России (я слал и в Поволжье, и в Питер) – полфунта, т.е. 2 руб. 75 коп. Ну, а если Вы путешествуете большой компанией, разделяетесь и общаетесь между собой, то внутренние переговоры по двум телефонам с египетскими SIM-картами вообще почти бесплатны. Карточка (по крайней мере, в отеле) стоит 10 долларов (но, как я уже сказал, люди ездят не так уж часто и не одновременно, так что можно передавать друг другу…) Однако, нас подстерегает иная опасность. На этапе пополнения счёта обязательно уточняйте у продавца (обычно это продавец сувениров в отеле), как соотносится между собой уплачиваемая Вами сумма с той, которая окажется у Вас на счету – в противном случае московские 3 % комиссии покажутся Вам цветочками (хотя всё равно выгоднее ем через роуминг). Проверка баланса в Mobinil такая: #100#3#вызов.

Следующий важный момент – это путешествия по городу. Насколько я понял, цена в маршрутке отличается для своих и для туристов – но тут уж ничего не поделаешь. Скорее всего, Вы не владеете арабским языком (так, чтобы на слух пронять, о чём водитель говорит с местными пассажирами) – и Вам придётся смириться с «туристическим» тарифом – например, в Хургаде 3-4 фунта. Однако, как водители маршруток, так и таксисты имеют привычку «забывать» согласованны тариф и на выходе требовать доплаты («то был тариф до центра, а мы проехали дальше», «нет, я говорил «7 фунтов»!» и т.п.). Поэтому (пользуясь тем, что согласование тарифа идёт на понятном для Вас – русском, английском или ином – языке), спрашивая водителя о цене. Включите незаметно диктофон на сотовом телефоне и заставьте водителя внятно произнести цену и маршрут например: «Отель «Seagull» - три фунта!». Потом дадите ему прослушать. В самом крайнем случае, просто поворачивайтесь и уходите – у водителя есть другие дела кроме как бегать за Вами.

Шопинг в Египте – тема отдельного исследования. Здесь я остановлюсь лишь на трёх моментах, два из которых связаны с экономией, а третий – с эргономией при покупках. Во-первых, как это ни странно, сувениры на экскурсиях (например, в пустыне) могут оказаться дороже, чем на территории отеля (что странно – там торговцы закладывают в цену арендную плату). Поэтому, прежде чем куда-то ехать, прикиньте, что Вы собираетесь там покупать и узнайте, сколько это стоит в отеле и в городе. Во-вторых, при посещении фабрик (например, парфюмерных) Вы можете ехать по маршруту «от более дорогой к более дешёвой» - а можете, и наоборот. Лучше поспрашивать тех туристов, кто уже ездил за такими покупками, чтобы сразу решить, где закупаться. В крайнем случае – не делайте хотя бы все покупки сразу – чтобы через час не оказаться в месте, где всё дешевле.

Наконец, главное: общеизвестно, что туристы пользуются, мягко говоря, повышенным вниманием со стороны продавцов. Я не даю оценку этому явлению (кому-то может нравиться), но иногда хочется поглазеть спокойно, а чаще В ДАННУЮ КОНКРЕТНУЮ ЛАВКУ просто не хочется заходить – а продавец преследует тебя ещё метров 200. Что делать? Надо поломать стереотип продавца (в принципе, это может быть и таксист, и продавец экскурсий, и прокатчик водного снаряжения). Этот стереотип состоит в представлении продавца о своих способностях полиглота. Они небезосновательны: многие вполне прилично владеют русским, английским, немецким, французским и итальянским языками. Поэтому любые возражения на одном из этих языков будут немедленно на том же наречии возвращены Вам с целым зарядом гипнотизирующих фраз, которые должны побудить Вас расстаться с наличностью именно здесь. Суровое молчание и быстрая походка (равно как и стандартные русские предложения отвязаться) помогают, но не всегда. Какой выход нашёл лично я – надо перейти на язык, мало-мальски знакомый Вам, но заведомо непонятный собеседнику – в моём случае это был литовский. Это ломает его сценарий – он понимает по тону, что Вы не хамите (но и не стремитесь что-то купить, я, например, тихо и вежливо спрашивал продавца, чем обязан его вниманию и чем могу ему помочь) но он не понимает, что с Вами делать и вообще – кто Вы по национальности! Скорее всего, он отправится на поиски иной, более лёгкой добычи.

Самые неприятные (психологически, не по сумме денег) впечатления поджидают нас на отлёте – местная валюта и мелкие доллары, скорее всего потрачены, вы уже чувствуете себя на пути домой… Тут сотрудник аэропорта В ФОРМЕ (т.е., на наш взгляд, ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СВОИХ ДОЛЖНОСТНЫХХ ОБЯЗАННОСТЕЙ – а он маркирует Ваш багаж и ставит его на ленту транспортёра) напрямую требует у Вас чаевых за подъём чемодана. А очередь напирает, волнуется… Вывод – как и в случае с носильщиком заблаговременно откажитесь от его услуг: «Спасибо, подвиньтесь, пожалуйста, Я САМ подниму чемодан на ленту, а Вы потом – клейте свою бирку!»

Но и это не всё – увы, но вымогательством занимаются и сотрудники, осуществляющие досмотр пассажиров (проход через рамку). Выглядит это так – натренированным движением чиновник быстро ощупывает Ваши карманы и, нащупав деньги, требует их предъявить, а затем просто показывает на себя. Можно, наверное, и не отдать, но как знать – а вдруг, по примеру российских коллег, Вас задержат для дальнейшего досмотра, а самолёт улетит? Поэтому воспользуемся следующим фактом: женщин (по крайней мере, на общем контроле) среди безопасников нет, чиновники-мужчины туристок не ощупывают, поэтому валюта должна быть у дам (и желательно, в таких карманах, которые неудобно ощупывать, ну, Вы понимаете…) В принципе, детей не ощупывают тоже. На самый крайний случай (чтобы привлечь к себе внимание), можно положить в передний карман джинсов новую хрустящую десятирублёвку – предъявить её, нащупав, может, и попросят, а вот забирать – побрезгуют, а и заберут – невелика потеря.

Наконец, ещё одна возможность: иногда в магазинах (например, Duty Free) часть сдачи Вам могут попытаться сдать рублями, ссылаясь на отсутствие разменных долларов. Это бы ничего, но при этом пытаются применить нереальный курс пересчёта (например, при биржевом 31 руб. за доллар – пересчитать по 25). Будьте к этому готовы, не спешите соглашаться, проверяйте на калькуляторе и утверждайте, что не далее чем сегодня смотрели биржевые новости и знаете реальный курс. Требуйте, чтобы продавец открыл при Вас сайт (например, www.rbc.ru или любой аналогичный) – скорее всего, с Вами согласятся.
Вот, пожалуй, и всё. Остальные советы Вам дадут экскурсоводы и представители турфирм. Повторюсь, что всё, сказанное мною, не надо расценивать как агитацию «против» посещения Египта существует множество причин, чтобы ездить туда, причём неоднократно. Но зачем портить себе отдых или помогать делать это другим?

Счастливой поездки!

Пишет
Андрей Валерьевич
Андрей Валерьевич