Железнодорожные билеты Interrail или дешевые европейские поезда

В январе 2004 г. мы направлялись в гости к родственникам в Германию. Изначально планировали посетить несколько городов, путешествуя железнодорожным транспортом. В то время прекрасную возможность сэкономить предоставляли билеты EuroDomino, дававшие возможность неограниченно ездить на поездах какой-либо конкретной европейской страны в течение оговоренного количества дней. Предполагалась существенная экономия по сравнению с разовыми билетами, но покупать EuroDomino нужно было вне страны, где планируешь ездить. В те времена российским агентом системы выступало Московское железнодорожное агентство, т.е. можно было прийти в конкретную кассу на Малом Харитоньевском, протянуть деньги и уйти с билетом.

Попытка повторить опыт в 2009 г. показала, что система в чём-то усовершенствовалась, а в чём-то – усложнилась.

Начнём с того, что система EuroDomino несколько лет назад приказала долго жить, объединившись с Interrail – голландским оператором пассажирских перевозок, предоставляющим аналогичные услуги.

Но главное даже не это. Несмотря на огромный прогресс Рунета за последние пять лет, нам не удалось отыскать, где в Москве можно ПРИЙТИ И КУПИТЬ НУЖНЫЙ БИЛЕТ. Прийти в кассу, протянуть деньги и получить бумажный документ. Все запросы в поисковых системах позволяли получить огромное количество информации о том, как хорошо путешествовать на европейских поездах со льготными безлимитными билетами, как это выгодно и комфортно, оставляя лишь один открытый вопрос – где, собственно, в Москве кассы? Пришлось переключиться на иноязычные системы и, в конечном счёте, получить желаемый результат. Попутно нарисовался алгоритм приобретения и использования билетов Interrail.

Самое главное, что мы установили – это факт отсутствия в Москве кассы как таковой. Дисконтные европейские билеты продаются ТОЛЬКО через Интернет (как – об этом ниже). Разумеется, приобретать надо только пока Вы ещё в России!

Следующий момент - широко распространённых систем две: упомянутый Interrail и Eurail. О подробностях второго оператора я рассказывать не буду, т.к. в список стран, граждане которых могут использовать эти билеты, Россия не входит (равно как и Украина, Молдавия… а вот страны Средней Азии – пожалуйста).

Билеты Interrail продаются через сайт www interrailnet com , имеющий английскую, немецкую, французскую, испанскую, итальянскую и голландскую версии. Важным отличием билета InterRail Pass от EuroDomino является наличие двух модификаций: национальной и общеевропейской. То есть, можно купить билет для одной страны, а можно – один билет для более чем 30 стран. Что с учётом европейских расстояний и скорости движения поездов для путешественника, несомненно, предпочтительнее.

В свою очередь, каждая из категорий билетов подразделяется на 1 и 2 классы, а также на взрослые и молодёжные билеты. Ещё один классификационный признак – это количество дней, когда можно использовать билет, и общий временной интервал, в который должны уложиться эти дни (Вы ведь можете пользоваться билетом не ежедневно, а с перерывами).

Так, например, взрослый InterRail Global Pass второго класса на 5 дней внутри 10-дневного интервала стоит 249 евро, на 10 дней внутри 22-дневного – 359 евро, на 22 идущих подряд дня - 469 и, наконец, на месяц подряд – 699 евро. (Для сравнения – РАЗОВЫЙ билет Берлин-Мюнхен стоит 127 евро в один конец).

Оплата билета производится с банковской карточки. В ходе оплаты Вы указываете адрес, по которому высылаются билеты (есть опция, позволяющая получить несколько билетов в одной отправке, чтобы не переплачивать за доставку). Обратите, однако, внимание, что InterRail требует, чтобы между оплатой заказа и Вашим отъездом из России было не менее месяца (хотя на практике билеты пришли в Москву через неделю) – в противном случае существует опасность разминуться.

Вместе в билетами Вы получите карту Европы и справочник по использованию билетов (в частности, о возможностях использования их в некоторых автобусах и на водном транспорте – но нам хватило и поездов).

На что следует обратить внимание непосредственно при использовании билета.

Ну, во-первых, билеты именные. Это означает, что контролёр, в принципе, вправе потребовать у Вас документ, удостоверяющий личность и, при его отсутствии, Вы будете считаться зайцем (правда, у нас никто паспорта ни разу не спрашивал).

Во-вторых, билеты действительны в любых категориях поездов, кроме ночных (нужно доплачивать за спальное место), а также в части S-Bahn. Тем не менее, лучше уточнять на месте действует ли билет в конкретном S-Bahn , чтобы не нарваться на штраф в 40 евро.

Ещё одно немаловажное замечание. По правилам, изложенным непосредственно в билете, заняв место в первом за день вагоне, Вы должны самостоятельно вписать в соответствующее поле билета сегодняшнее число (в противном случае Вы, опять же, заяц). Это сделано на тот случай, если контролёр так и не придёт, а такое может случиться. В поездах InterCity они вездесущи, проверяют каждый вагон на каждом интервале – тут не светит. А вот в региональных поездах всё гораздо либеральнее. Например, при поездке в Швейцарию мы сменили по одному немецкому и двум швейцарским поездам на пути в каждую сторону, и ни в одном из шести поездов контролёров не было. Но самостоятельно «гасить» день очень не хочется, т.к. соблазн сэкономить велик, а риск – нет (из пяти дней только один раз контролёр обратил моё внимание на то, что дату нужно писать самому, но тут можно сыграть на незнании языков – это правило на лицевой стороне билета написано по-английски и по-французски «Barbarische Sprachen kann ich leider nicht», а немецкий текст – на обороте; соответственно, в Италии, к примеру, Вы можете сказать, что владеете только языком Данте).

Можно ли здесь схитрить более оригинально? Как выяснилось – да, в разумных пределах.

В общем – вопрос Вашей совести, а «творческая мысль» такая. Войдя в вагон, Вы пишете в соответствующем поле месяц и первую цифру даты (скажем, 12 июля - «1 /07»). Европейские контролёры неспешно идут по вагону с одной стороны, видно их издалека, они не «срисовывают» каждое движение каждого пассажира. Так что, увидев контролёра, Вы просто дописываете дату и предъявляете билет (а не будет контролёра - воспользуетесь билетом 13-го).

Ещё замечание, относящееся не к билетам как таковым, а к поездам. В быстрых поездах InterCity действует резервирование мест (Вам оно тоже доступно, но стоит денег + нужно решать заранее, каким поездом Вы поедете, бронировать по Интернету и т.п.). Поэтому можно, войдя в вагон, не найти мест. Заранее изучайте карту маршрута – часто бывает так, что свободное место, конечно, зарезервировано (об этом извещает табличка или надпись на электронном табло), но уже ПОСЛЕ той станции, где Вам сходить.

И, напоследок. К каждому билету прилагается лист, на котором можно, заполнив свои данные, отразить все поезда, которыми Вы воспользовались. Затем свернуть (марка и адрес уже есть) и бросить в почтовый ящик. За это обещают подарок – флэшку.

Счастливого пути!

Пишет
Андрей Валерьевич
Андрей Валерьевич