Что такое ВДНХ?

По советской показухе район ВДНХ - образцово-показательный, недаром в гостинице «Космос», построенной французами к Олимпиаде-80, размещался олимпийский пресс-центр. Здесь самая высокая в мире погорелая башня - самая высокая в мире вообще до какого-то там года; самая дружная семья - «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, вместе с 1937 года не менее популярный силуэт - 99-метровый обелиск из титана и стали «Покорителям космоса». В норе под «Покорителями» - Мемориальный музей космонавтики, чучела Белки со Стрелкой и скафандр Гагарина, лунный грунт, «Луноход-1» и спускаемые аппараты «Марсов» и «Венер», сплошь космические материалы, металлы и сплавы - буквально блестящий музей. Редкий исполненный сталинский замысел - Выставка достижений. И все ради чего? Чтобы это сняли в кино и показали по ящику. Справа и слева - министерства иллюзий: Останкино и Государственный институт кинематографии.

Как известно, главным сталинским искусством был парад. Архитектура была мощной, но все же подчиненной величиной. Максимум карьеры Выставки достижений народного хозяйства - служить декорациями для свинарок и пастухов.

За архитектуру здесь кое-кто из авторов пострадал - и тем более обидно, что все это было уже совершенно неважно. С людьми, которые это выдумывали и строили, было уже все понятно. Оцените детскую наивность фонтана «Дружба народов» - и вы поймете весь дьявольский расчет сталинской идиллии: вечное лето, золотой зной тела. Но зимой на Большой аллее ВДНХ дует так, что стынут даже принципы. Будто из-под софитов «крымского» кинопавильона шагнуть в обычные московские минус двадцать шесть. Сдуло прежнюю аббревиатуру, появилось слово из трех букв «вэвэце», будто какие-то церебральные BBC. Сдуло надпись с пьедестала памятника Трофиму Лысенко (посреди яблоневого сада, слева от павильона «Космос»), но сам создатель мичуринского учения устоял - наверное, единственный в Москве памятник одиозной фигуре советской эпохи, который после 1931 года не уволокли в парк скульптуры за Центральным домом художника. Кусок советского павильона Всемирной выставки 1937 года в Париже, хорошо устроившийся по окончании срока службы, а с 1947-го еще и подрабатывающий эмблемой Мосфильма, «Рабочий и колхозница» временно отсутствует. По меньшей мере до конца 2006-го продлится реставрация памятника; за это время на более подобающий постамент заменят прежний кургузый «пенек», как его называла Мухина, удивленная успехом в общем-то случайной, заказной насквозь работы. (Мухина умерла в один год со Сталиным и Прокофьевым, не исполнив фактически ничего из собственных замыслов - сейчас в трагической мимике ее героев злого 1937 года хочется видеть именно замысел.
Автор
Алексей Олегович
Алексей Олегович
11 дек. 2007 17:43
Другие ответы
Уже более десятилетия, с конца восьмидесятых, носит он это название, однако пока еще мало кто называет его так – чаще всего мы слышим по-старинке: «ВДНХ». Ведь и ближайшая станция метро носит имя ВДНХ, а вообщем на данный момент называют всероссийский выставочный центр – ВВЦ.
11 дек. 2007 18:00   Наталья Игоревна
Добавить свой ответ