Нужно ли помогать ребёнку делать уроки?

Спрашивает 26 нояб. 2016
Должны ли родители делать уроки вместе со своими детьми-школьниками?
Получить новые ответы
Ответ
Родительская помощь ребенку в приготовлении уроков необходима и в своей форме в идеале должна проходить в три этапа.

Первый этап - это начальная школа, особенно первый класс.
Ребенок привыкает к статусу ученика. У него возникает много вопросов, причем часто даже не по учебе, а по каким-то организационным моментам. В какое время дня выполнять задания, начинать с легкого или с простого, как правильно оформить работу, какой режим труда и отдыха выбрать. Ну и конечно, собственно задания.
На этом этапе включенность родителей максимальная. Родитель, естественно, не должен делать задания за ребенка, но должен объяснить, что от него требуется, как правильно самому понимать задание, донести, что домашняя работа - это важная часть учебного процесса, без которой обойтись невозможно, научить обращаться за помощью к дополнительным источникам информации, похвалить, где надо, научить проверять работу на предмет ошибок и т.п.
Важно на этом этапе не отбить у ребенка желание выполнять эти задания и не превратить их выполнение в семейный конфликт, как это иногда случается.
К сожалению, по новым стандартам первоклассникам часто не задают домашнего задания вообще. С этим моментом я не согласна. Задание, хотя бы минимальное (хотя бы нарисовать или раскрасить что-то) должно быть именно для формирования самого понятия "домашнее задание" и для формирования привычки его выполнять.
Постепенно, к 4 классу самостоятельность школьников в выполнении домашнего задания должна увеличиваться, родитель уже не делает все уроки вместе со школьником и не сидит постоянно рядом, а помогает только со сложными или основными предметами, остальное контролирует или оказывает помощь, если она нужна.
При формировании правильного отношения к домашним заданиям примерно с 5-6 класса наступает второй этап. На нем помощь родителей уже минимальна, ребенок выполняет домашние задания самостоятельно, а функция родителей в основном контролирующая. Они проверяют, чтобы уроки выполнялись и чтобы задания были сделаны. Этот этап продолжается примерно до 8-9 класса.
И уже в выпускных классах наступает третий этап - этап полной самостоятельности. В норме подросток уже осознает, что его учеба - это его личная ответственность, родители следят уже только за текущей успеваемостью. В случае возникновения проблем определяется причина (не справляется с программой, не занимается, не понимает, имеется конфликт с учителем, не выполняет какие-то правила и т.п.) совместно со школьником и ищутся пути решения.

Помощь родителей в подготовке домашних заданий необходима в начальной школе.
При правильном подходе вспомогательная функция родителей постепенно уменьшается и заменяется контролирующей, а позже и полностью переходит на совесть школьника. Это в норме. В реальности воворемя несформированная школная ответственность может приводить к тому, что ребенок вообще не делает домашние задания, а родители уже и помочь не могут.
Источник: знаю
Автор
Ирина
Ирина
05 дек. 2016 11:41
Оказываю эту услугу
Комментарии
Кокошина Евгения   05 дек. 2016 16:22
Ирина, Вы правы. Правда, есть нюанс - ребёнок может очень хотеть делать уроки, выполнять домашние задания, но он не понимает предмета. Не дано ему. Например, гуманитарий выполняет домашнее задание по физике. И родители ничего в этом не понимают. Такого ребёнка недостаточно просто контролировать, а необходимо оказывать целевую помощь.
Ирина   13 дек. 2016 17:24
А про это я написала) Что если в старших классах проблемы возникают, то нужно устанавливать причину и с учетом этого искать решение.
Кокошина Евгения   13 дек. 2016 20:04
Ну, да. Это в идеале, когда совместно со школьником ищутся варианты решения проблемы :-)
Другие ответы