Гиперактивный ребенок - это диагноз или плохое воспитание?

В аббревиатуре СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) ключевое слово - синдром.

Синдром - это совокупность целого ряда признаков и симптомов. Многие эти признаки и симптомы могут иметь совершенно разные корни. Но именно при их совокупности в одном ребенке мы и говорим именно о синдроме.
Сейчас периодически встречаются статьи, где выражено мнение, что СДВГ как такового не существует, а все симптомы, которые списывают на этот диагноз, относятся к другим (одному или нескольким) заболеваниям и проблемам.
Тем не менее, официальная медицина его признает, СДВГ входит в международную классификацию болезней (МКБ-10), поэтому отрицать его сложно.
Более того, по своему более чем десятилетнему опыту работы в том числе с гиперактивными детьми я совершенно смело могу заявить, что проблема такая есть. Ее можно называть как угодно, можно синдромом гиперактивности, можно дать другое название, она есть, и это факт. И она доставляет немало хлопот педагогам и родителям.
Теперь о путанице, постоянно возникающей вокруг этого понятия.
На обывательском уровне употребление слова "гиперактивность" не имеет ничего общего с медицинским диагнозом. Мы можем наблюдать кучу людей, который чрезмерно активного, бегающего, неустающего ребенка клеймят гиперактивным. Мы также периодически сталкиваемся с тем, что родители невоспитанного ребенка вместо того, чтобы его воспитывать, машут рукой, и поясняют окружающим: "Да он же у нас гиперактивный".
Иногда, к сожалению, и врачи, выслушивая жалобы родителей, чтобы особо не вникать в ситуацию, ставят диагноз СДВГ, выписывают препарат и вроде все довольны (и врачи, и родители).
Именно из-за таких случаев тотального употребления слова "гиперактивность" к месту и не к месту и возникает потом мнение, что гиперактивности не существует.
Поэтому момент номер один - не надо придумывать диагнозы самостоятельно. Если ребенок капризен, агрессивен, активен, непослушен, неутомим, это совершенно не значит, что у него СДВГ. Причин может быть масса, и СДВГ может быть одной из них, а может и не быть. Это может быть и другой диагноз, и невоспитанность, и педагогическая запущенность.
Момент номер два - мнения, что СДВГ не требует применения медпрепаратов, или наоборот, требует, тоже неверные. СДВГ может иметь разные формы выраженности и разную степень тяжести протекания. Поэтому в некоторых случаях медикаментозная коррекция не требуется, а в некоторых требуется. И чтобы правильно определить это, требуется обследование. Нужные процедуры может назначить врач-невролог. Я не буду здесь приводить примеры и оперировать терминами как раз чтобы избежать ситуации, когда родители сами решают, что им нужен или не нужен какой-то препарат.
Момент номер три. Активность и неспособность концентрировать внимание для маленьких детей вполне даже норма, поэтому диагноз СДВГ можно поставить младшему школьнику, ну старшему дошкольнику (лет в 5-6). Ребенку в 2 или в 3 года такой диагноз по ряду причин в принципе не может быть поставлен. Поэтому списывать поведение малышей на синдром гиперактивности бессмысленно. И если врач такой диагноз ставит, есть смысл посетить другого специалиста.
Ну и четвертый момент - роль родителей в этой ситуации. Да, воспитательный компонент очень часто, почти всегда имеет значение. Иногда достаточно выстроить отношения с ребенком, чтобы снизить проявления гиперактивного поведения. Иногда требуется совместно и усилия родителей, и прием препаратов. В любом случае правильная линия поведения так или иначе может облегчить ситуацию. На деле же часто встречается так, что родители перекладывают свою ответственность на медиков, психологов, учителей, или на препараты, но не меняют свое поведение.

Конечно, с гиперактивными детьми бывает сложно, но нужно помнить, что верно выбранное поведение родителей и лечение (если оно требуется) в большинстве случаев со временем (примерно к 12 годам) позволяют справиться с этой проблемой.
Автор
Ирина
Ирина
26 янв. 2017 14:24
Являюсь специалистом
Другие ответы